Тотальная блокировка интернета при ЧС: что говорят чиновники и эксперты

В Казахстане обсуждают постановление правительства, дающее право силовикам блокировать интернет в случае ЧС.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

АЛМАТЫ, 7 ноя — Sputnik. Постановление правительства, которое дает право четырем силовым министерствам и ведомствам Казахстана блокировать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций интернет и средства связи, вызвали в обществе бурное обсуждение. Мнения граждан, как водится, разделились. Одни осуждают власти за "закручивание гаек", другие боятся, что в случае ЧС останутся наедине со слухами и не смогут защитить себя и близких.

Министр Абаев успокоил: ничего нового власти не придумали

Информация о принятом постановлении правительства, которое позволяет Минобороны, МВД, Генпрокуратуре и КНБ блокировать при необходимости интернет и средства связи, появившаяся в СМИ, мгновенно разлетелась по социальным сетям. В обсуждение тут же включились не только признанные в стране эксперты и политологи, но и представители так называемых "диванных войск". Версии озвучивались самые разные и, чтобы предупредить дальнейшее разрастание слухов и домыслов, министр информации и коммуникаций Даурен Абаев выступил с разъяснением.

Разговоры о блокировке интернета и соцсетей в Казахстане назвали спекуляцией
По словам чиновника, на этот раз власти не придумали ничего нового, что могло бы как-то ограничивать права и свободы граждан на получение информации. Скорее, даже наоборот, лишили такого права те структурные подразделения министерств и ведомств, которым эта функция была чужда. Всего по постановлению от 2004 года таких субъектов было 22. Теперь же осталось только четыре. Кстати, именно они играют наибольшую роль при ликвидации чрезвычайных ситуаций. А "право на приоритетное использование, а также приостановление деятельности сетей и средств связи", о котором говорится в новом постановлении, будет использоваться исключительно для оперативного информирования населения о ЧС. При этом, несмотря на то, что Интернет относится к таковым средствам, министр отметил, что его полная блокировка попросту бессмысленна.

Что такое социальные чрезвычайные ситуации

Известный казахстанский политолог Досым Сатпаев считает, что особое волнение у граждан вызвало новое понятие "социальная чрезвычайная ситуация". По его словам, многие восприняли такую формулировку так, словно это попытка усиления полномочий и возможностей госорганов для отключения интернета.

"Чрезвычайная ситуация социального характера может включать в себя большое количество разных вариантов, начиная от мирных митингов, даже совсем небольших, и заканчивая демонстрациями, манифестациями, может даже с какими-то насильственными действиями. То есть какое-то слишком аморфное определение, которое, конечно, развязывает руки в плане принятия решения о блокировке", — поделился Досым Сатпаев своим мнением в интервью корреспонденту Sputnik Казахстан.

При этом политолог отмечает, что появление этого, также как и предыдущих законодательных актов, которые в случае решения компетентных органов могут ограничить доступ к информации, — не попытка надавить на общество, а, скорее, некий психологический момент.

Зачем блокировать интернет при ЧС – ответ Мининформа
"Всем как бы намекают: "Ребята, вы там сильно не расслабляйтесь. Сетевая вольница, о которой вы думаете – это миф". Пока социальные сети у нас функционируют. Мы пока не Иран и не Китай. Мы даже не Туркменистан и не Узбекистан, где тоже проблем много. Казахстан по сравнению с ними имеет гораздо больше свобод. Сейчас принимаются все эти меры для того, чтобы у людей возник некий самоцензор внутри. В прошлом году были инициативы по поводу необходимости регистрации комментаторов в сети. Это тоже было таким камнем в эту большую крепость, которую государство сейчас выстраивает вокруг социальных сетей. Для того, чтобы люди изначально понимали, что если они хотят что-то прокомментировать, то они больше не смогут быть анонимом. Это взращивало ту самую самоцензуру", — объясняет Сатпаев.

При этом он считает, что государство не пойдет на тотальную блокировку интернета, и, соответственно, соцсетей и мессенджеров. Такое решение в любой ситуации может серьезно ударить по имиджу Казахстана, руководство которого неоднократно заявляло о том, что стремится войти в 30 самых развитых стран мира.

Оповещение населения при реальных ЧС налажено слабо

Говоря о реальных чрезвычайных ситуациях, возникавших в Казахстане в последние годы, Досым Сатпаев отмечает, что работа по оповещению населения об угрозах налажена из рук вон плохо. И примерами этому служат не только террористические акты, произошедшие в Актобе и Алматы в июне-июле 2016 года, но и любые другие ЧС природного или техногенного характера.

"Пакет Яровой" по-нашему: идет ли Казахстан к блокировке Telegram?
"Власти могут загнать себя в некую ловушку информационную. В попытках усилить контроль над информационным полем, они этот контроль могут потерять, потому что мы уже видели, что в любой чрезвычайной ситуации, не только связанной с терактами, власть на местном и центральном уровне в первый момент впадает в информационный ступор. Либо возникает информационный вакуум, который тут же заполняется слухами, либо появляется противоречивая информация со стороны разных официальных структур. Они сами ловят себе массу проблем, когда создают эту информационную паузу, не зная, что сказать. А это порождает еще более паническую ситуацию", — делится своими наблюдениями политолог.

По его мнению, такая нерешительность и нерасторопность руководства ответственных министерств и ведомств и их пресс-служб, отсутствие между ними координации по обмену информацией и ее подаче во время ЧС может нанести еще больший удар по доверию населения к органам государственной власти. Дефицит информации моментально компенсируется слухами.

"При чрезвычайных ситуациях никто из государственных служб не говорит о создании "горячей линии", то есть никому не известно даже, куда звонить, чтобы получить хоть какие-то разъяснения. И это тоже прокол. Во время ЧС люди как слепые кроты. Знают, что что-то произошло, но не знают, куда обратиться и у кого спросить", — говорит .

Именно по этой причине политолог считает, что ситуацию с оповещением населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций необходимо менять в корне. При этом госорганам не придется изобретать велосипед. Достаточно просто применить уже неоднократно проверенные схемы, много лет и без сбоев используемые в развитых странах.