АЛМАТЫ, 5 окт — Sputnik. В конференц-зале гостиницы "Казахстан" в воскресенье в течение пяти часов несколько сотен человек ругались, оскорбляли и не признавали правоту друг друга — все потому, что обсуждался один из самых важных вопросов в затянутой истории о проекте "Кок Жайляу" — воздействие человеческой деятельности на окружающую среду.
Общественные слушания по предварительной оценке воздействия на окружающую среду строительства и эксплуатации курорта должны были пройти еще 19 октября, и не в центральной гостинице, а на окраине города, в микрорайоне Алгабас. Общественники подняли шум, городские власти изменили время и место встречи. О чем сегодня как бы ненароком напомнили, превратив это в "баллы объективности".
"Вы просили перенести дату проведения общественных слушаний — мы перенесли. Вы просили перенести место — мы снова пошли вам навстречу", — заявил руководитель управления туризма Максат Кикимов под одобрительный шум в зале, который чуть не переходил в овации (в этот момент представители "Зеленого спасения" и "Защитим "Кок Жайляу"!" тревожно оглядывались — сторонников стройки в горах здесь оказалось явно больше).
"Сегодняшнее слушание — это не простое формальное мероприятие, которое акимату города необходимо провести для галочки", — продолжал спикер, — предОВОС (предварительная оценка воздействия на окружающую среду), обсуждаемый на слушаниях, возможно, самый важный раздел технико-экономического обоснования проекта".
"Обращаем ваше внимание на то, что сегодня на общественных слушаниях рассматриваются только экологические вопросы проекта. Социально-политические, глобально-экономические вопросы на данных общественных слушаниях обсуждаться не будут", — то ли пообещал, то ли напомнил он о регламенте.
Однако выяснилось: обсуждаться в этот день будет почему-то далеко не только экология.
Предмет обсуждения
Основной способ транспортировки до курорта — автомобили, территория урочища характеризуется сложным рельефом и природной уникальностью. Рассмотрена лавиноопасность территории, разработаны мероприятия по прогнозированию и ее снижению — например, могут быть созданы специальные сооружения. Канатных дорог по проекту будет шесть, кроме того, будет пять ленточных наземных подъемников, горнолыжные трассы общей протяженностью 24,54 километра займут семь гектаров; искусственный водоем в восемь тысяч кубических метров и площадью 1,4 гектара.
Особо интригующе прозвучал тот факт, что через "Кок Жайляу" проходят тектонические разломы.
"Для Алматы при соблюдении нормативов проектирования и строительства это является не совсем отягчающим обстоятельством — нехорошо, но деться некуда, живем на такой территории", — сказала Кузнецова.
Подробности о воздействии стройки и деятельности курорта на окружающую среду представил аудитории член палаты экологических аудиторов Ахан Омирбеков.
Также выяснилось: для курорта понадобится 350 кубометров воды в сутки.
"Одним из самых важных элементов структуры является водоотведение. И водоотведение будет представлено канализацией, которая будет тянуться много километров до города. Все сточные воды будут спускаться в городскую канализацию — это огромный плюс этого курорта, хотя и большие расходы".
По словам Омирбекова, электроснабжение будет представлено двумя видами: от подстанций и от солнечной электростанции, которую построят в перспективе.
"Мощное электроснабжение позволит отказаться от отопительных агрегатов с топливом, будет представлено только электрокотельными. Соответственно, давление на атмосферу в виде выбросов загрязняющих веществ будет минимальным", — пообещал он.
По словам Омирбекова, отходы будут представлены только коммунальными бытовыми отходами.
"Производственных отходов не будет, это очень важно. Коммунальные отходы будут собираться в специализированные бачки с плотно закрытыми крышками. Они будут собираться и вывозиться специализированными организациями на переработку и утилизацию в город. Никакими отходами курорт загружен не будет", — рассказал Омирбеков.
Главный вред — от лыжных трасс
При эксплуатации будут другие негативные аспекты: расширение доступа к рекреационным ресурсам, уплотнение почвы, фактор беспокойства для животного мира.
Но тут же эколог оговорился: такие факторы, как выбросы загрязняющих веществ на этапе строительства и эксплуатации, расчистка и профилирование склонов, как и изменение микроклимата на этапе строительства, имеют среднюю значимость.
Физическое присутствие людей и транспорта, факторы беспокойства, шум, свет, вибрации, изъятие среды обитания, нарушение среды обитания животных и вовсе, по его оценке, имеют низкую значимость,
Влияния на подземные воды, по словам Омирбекова, вообще не будет, потому что не будет протечек сточных вод.
Главный вред, по его словам, будут иметь только катание на лыжах зимой и рекультивация склонов летом — их он выделил пометкой "высокая значимость".
"В пылу споров мы забываем о том, что будет строиться народный курорт, я 68 лет в Алматы, и я ни разу не катался на курорте "Шымбулак" — дорого. А здесь за 90 тенге я приеду с семьей и смогу на дедовских лыжах покататься. А есть люди, которые этого не хотят. Они выступают против народа!" — вдруг громко обратился к аудитории эколог, несмотря на сказанные в начале слушаний слова руководителя управления туризма об обсуждении "только экологии".
Обвиненные в выступлении против народа защитники природы недовольно загудели.
Задавайте вопросы
Сессия вопросов и ответов началась необычно, и выглядело это продолжением речи Омирбекова. Микрофон оказался у человека в инвалидном кресле, который представился "коренным алматинцем" и начал рассказывать о том, что курорт есть добро, потому что люди с ограниченными возможностями наконец-то получат доступ в урочище. Впрочем, модератор на этот раз не позволил завершить агитационную речь, и к вопросам присутствующие все-таки перешли.
"Вы рассматривали нулевой вариант строительства, то есть "не строить", и какие при этом были экономические затраты и экономические выгоды для города и курорта?" — задала вопрос некая Ирина Дорохова.
"Это принципиальнейшее расхождение наше — разработчиков проекта и противников, извините, я вас так могу назвать? Нулевой вариант сегодня не рассматривается, потому что, еще раз говорю, плато "Кок Жайляу" давно и, к сожалению, варварски осваивается. Нулевого варианта "Кок Жайляу" не существует!" — громко сказал Наиль Нуров.
Следующий вопрос принадлежал декану факультета географии КазНУ имени аль-Фараби Виталию Сальникову.
"Да, прозвучала такая фраза. Но там было сказано "почти нулевые" (выбросы — Sputnik), и это действительно так, — ответил Омирбеков. — Дело в том, что основными источниками выбросов на любой территории, где бывает зима, является отопление, выбросы от отопительных котлов и котельных. Но обогрев всех объектов на "Кок Жайляу" предусматривается от электрокотлов. Там для этого специально строят подстанцию, то есть выбросов от основных обогревающих устройств не будет, и это очень хорошо. Основными источниками выбросов остаются два — это дизель-генераторы аварийные, которые будут включаться только тогда, когда на подстанции произойдет авария. Весьма надеюсь, что новая подстанция не будет отключаться ни разу. Поэтому выбросы этих устройств в течение года будут априори мизерными", — ответил эколог Омирбеков, не отступая от первоначальной идеи ни на йоту.
"Мы против, а вы?"
Третья часть слушаний подразумевала трехминутные выступления граждан, которые ранее изъявили желание высказаться и были внесены в списки.
"Недавно мы работали со специалистами из Германии. Маленькая деревушка, около трех тысяч человек, обсуждался частный вопрос — общественные слушания проходили более четырех суток. Вот почему ни разработчикам, ни противникам, ни сторонникам курорта невозможно здесь ничего говорить: три минуты — это насмешка. У нас замечания на несколько сотен страниц по проекту! Что я — в три минуты их выложу?!" — высказался руководитель "Зеленого спасения" Сергей Куратов.
Журналист Вадим Борейко, который посвятил Кок Жайляу целую серию материалов-расследований, рассказал: ранее акимат отказал в проведении генетической экспертизы яблони Сиверса. При этом, по информации Борейко, не все яблони, которые растут в горах, это охраняемые яблони редкого вида.
"Возможно, будут вырубать яблоню Сиверса, а взамен сажать гибриды. А это не просто наше достояние, это достояние всего мира", — сказал он. И добавил, что считает слушания нелегитимными из-за не представленного в полном объеме ТЭО проекта.
Выпад не остался без ответа
Было и немало высказываний "за" проект. Так, о низком уровне культуры поведения в горах поделился мнением Аскар Валиев, генеральный секретарь Ассоциации лыжных видов спорта РК.
А, например, представители туристской отрасли оценивают строительство курорта все как один позитивно.
"Почему я за курорт? Потому что я являюсь представителем туристического бизнеса. И маленькое количество народа обращаются за путевками по Казахстану, и практически никто за зимними видами отдыха в Казахстане, потому что предложить нечего, потому что дорого, потому что переполнено. У меня тоже есть мнение, у меня тоже синий казахстанский паспорт, и моя мама с больной спиной не может посетить "Кок Жайляу", а она имеет на это право", — сказала руководитель турфирмы Жанар Короткова.
Выступлений оказалось больше, чем ожидалось. В итоге слушания пришлось продлить на час, а прекратилось обсуждение быстро — администрация здания объявила об исчерпании времени, что называется, в самый разгар. Формально слушания завершились, однако не успевшим высказаться гражданам предложили направить организаторам свои доводы в письменном виде в течение еще нескольких дней.