Вернее про наследство, которое перейдет ко мне от мамы только после замужества. А я его передам уже своей дочери и дальше по женской линии. Это кольцо, сделанное в духе настоящих казахских ювелирных украшений – весомых и необыкновенно красивых.
Учитывая, что золото полагалось только особам знатным, женщинам среднего достатка доставались изделия из серебра. Но они были ничем не хуже золотых украшений, несмотря на то, что те частенько подчеркивались драгоценными и полудрагоценными камнями — от рубинов и изумрудов до бирюзы и янтаря. В ход шли даже смальта, паста и цветные стекла.
Нам досталось от бабушки, пожалуй, одно из необычных колец. Оно было сделано из монеты в один рубль с изображением Николая II, датированной 1896 годом. Со временем надпись, выгравированная на кольце и рубле, стирается — ее становится все сложнее прочитать, разве что только с помощью лупы.
За подушками и сладостями мы добрались до сундука, в котором нашли то самое массивное и старинное кольцо. Мы не знаем, как оно досталось бабушке, и можем только предполагать, что ей по наследству передала его мама. А может, подарил дедушка, который родился за год до чеканки монеты – в 1895 году. Наша бабушка родилась намного позже – в документах значится 1906 год.
Мы благополучно забыли о находке, пока где-то не услышали о том, что Николаевский рубль очень ценится. Это как раз были те самые 90-е, когда зарплаты не платили по полгода, уроки учили при лампах, а соседи бегали друг к другу со стаканами, чтобы занять немного муки. У нас, слава богу, были бабушкины запасы. Но кольцо мама все-таки рассматривала в качестве материальной поддержки. Хорошо помню тот день, когда мы, взяв эту реликвию, отправились в музей. И обомлели, когда нам предложили продать кольцо за 100 долларов. Деньги на то время были большие. До сих пор не понимаю, как маме удалось устоять перед соблазном, но мы вышли оттуда без денег и со своим кольцом.
Стоимость николаевского рубля на интернет-аукционах оценивается по-разному. Тут все зависит от того, какой аукционный дом намерен приобрести эту монету и, конечно же, от ее сохранности, гладкости, степени бракованности и прочего. Во всех этих нумизматических премудростях может разобраться только нумизмат. На различных сайтах можно найти предложения от 100 евро до 5 тысяч долларов. Но у нас с мамой больше такой потребности не возникает.
Любовное письмо с "Титаника" оценили в 35 тысяч долларов
Мы поняли, что ценность любого наследства не в том, чтобы выгоднее его продать, а в памяти и тонкой нити, которая соединяет нас с нашими предками вне зависимости от времен и миров.