АСТАНА, 20 сен — Sputnik. Национальный банк Казахстана в среду, 19 сентября, объявил о лишении лицензии Банка Астаны на проведение банковских и иных операций. Sputnik Казахстан собрал наиболее часто задаваемые после этого в социальных сетях вопросы и адресовал их финрегулятору.
Если банк закрывается, можно не платить кредит?
Не платить долги по кредиту нельзя.
"Закон о банках требует, что обязательства по погашению основного долга, вознаграждения, а также неустойки в виде штрафа, пени исполняются согласно заключенным договорам. Договор продолжает действовать до полной выплаты долга перед банком", — пояснили в Нацбанке.
Зачисление поступающих в банк денег контролирует временная администрация банка. В том числе возвращенных заемщиками по ранее выданным кредитам.
"Учитывая изложенное, в целях недопущения увеличения долговой нагрузки по обязательствам перед Банком необходимо осуществлять погашение задолженности в объеме и сроки, установленные условиями договоров займа", — подчеркивают специалисты Нацбанка.
Как вернуть банковский депозит?
Начиная с весны, клиенты Банка Астаны жаловались на невозможность получить доступ к собственным средствам, причем как депозитам, так и деньгам, находящимся "на карточке", в том числе заработной плате. В начале сентября вкладчики попытались буквально "взять штурмом" отделение банка, чтобы вернуть свои средства. Теперь люди опасаются, что им не вернут деньги.
"В случае дальнейшего принятия судом решения о принудительной ликвидации банка, КФГД осуществляет вкладчикам-физическим лицам выплаты гарантийного возмещения. Максимальный предел гарантии по депозитам в тенге – до 10 миллионов тенге, по депозитам в иностранной валюте – до 5 миллионов тенге.
На возмещение из средств Казахстанского фонда гарантирования депозитов имеют право физические лица, индивидуальные предприниматели, а также частные судебные исполнители, нотариусы, адвокаты.
Возмещению подлежит только остаток на банковском счете.
"Начисленное банком вознаграждение не гарантируется. Если договором банковского вклада предусмотрена капитализация вознаграждения, то капитализированное вознаграждение прибавляется к основной сумме депозита и становится объектом гарантии", — уточняет финрегулятор.
Менее 0,1% клиентов банка имеют депозиты сверх гарантируемой суммы и получат возмещение в пределах гарантируемой суммы от Казахстанского фонда гарантирования депозитов, а сверх гарантируемой суммы – от ликвидационной комиссии.
Что такое "временная администрация" и как она будет работать с клиентами банка?
Временная администрация назначена приказом председателя Нацбанка Данияра Акишева. К ней переходят полномочия всех органов управления Банка Астаны. В состав временной администрации вошли и специалисты центрального банка.
Временная администрация будет работать до назначения ликвидационной комиссии судом. Она также займется вопросами передачи активов и обязательств Банка Астаны другому банку-приобретателю.
Какой банк "купит" активы и обязательства Банка Астаны?
В течение двух недель (14 рабочих дней — Sputnik) с даты вступления в законную силу решения суда о принудительной ликвидации Банка Астаны КФГД назовет коммерческий банк, который будет работать с вкладчиками как агент по выплате, и начнет расчеты.
После назначения банка-агента вкладчики должны обратиться в отделение этого банка с заявлением на выплату гарантийного возмещения. Люди смогут получить свои деньги в течение пяти дней с момента поступления документов банку-агенту.
Есть вопросы по Банку Астаны – кому их задать?
Вкладчики могут получить информацию на сайте КФГД — kdif.kz, а также получить консультации специалистов по телефону бесплатной горячей линии 8 8000 80 10 20.
Вопросы по временной администрации можно задать Нацбанку через мобильное приложение НБК Online, а также непосредственно руководителю временной администрации Джемме Мухамбетовне Зинуллиной по телефону +7 (727) 259-60-60.