Как свинина и водка становятся халал-продукцией в Казахстане

Корреспондент Sputnik Казахстан пыталась выяснить, кто и как контролирует продукцию "халал" в республике, и пришла к неутешительным выводам
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

АСТАНА, 23 авг — Sputnik, Жания Уранкаева. Все чаще казахстанцы сталкиваются с продукцией, маркированной как халал (в переводе с арабского – "то, что разрешено Аллахом"). Всегда ли они безопасны и не содержат запрещенных Исламом компонентов — вопрос остается открытым.

Халал в Казахстане: контроль качества или маркетинговый ход?

В министерстве по инвестициям и развитию Казахстана в ответ на запрос Sputnik Казахстан проинформировали, что в республике действуют лишь два национальных стандарта СТ РК 1353-2005 "Колбасы вареные "Халал" и СТ РК 1632-2007 "Туристско-экскурсионное обслуживание гостиницы "Халал". Классификация". Вся остальная продукция, на этикетках которой указано "халал", либо сертифицирована по международным стандартам, либо лишь маркетинговый ход.

Какая работа по внедрению халал-стандарта проводится в Казахстане
По словам президента национальной лиги потребителей Казахстана , законодательная часть в данном вопросе провисает, чем пользуются некоторые недобросовестные предприниматели.

"Халал-продукцию никто не проверяет. Можно заплатить деньги в ассоциацию или просто заявить о себе и все. Нет никакой ответственности перед потребителями за введение в заблуждение. Только 190 статья Административного кодекса о недобросовестной рекламе. Но на практике и она не работает", – сообщила в беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан Романовская.

Эксперт подчеркнула, что полиция, в чье ведение входит проверка субъектов предпринимательства, не справляется со своей задачей из-за нехватки специалистов.

"У нас ответственность очень размыта, ее, по сути, и нет. Предприниматели пользуются этим. Неоднократные экспертизы показывали, что в продукции, маркированной как халал, есть свинина. Наши потребители безграмотные в этой сфере, так как нет потребительского образования и государственной политики", – уточнила Светлана Романовская.

По ее словам, на прилавках отечественных магазинов можно найти и водку с маркировкой "халал", что в в корне противоречит нормам мусульманской религии.

Сертификат как пропуск на мировой рынок

Председатель ассоциации халал-индустрии Казахстана Марат Сарсенбаев отметил, что сейчас в Казахстане сертификат халал имеют более 600 казахстанских компаний и порядка ста международных. В основном отечественные производители получают стандарт халал для того, чтобы выходить на международные рынки.

Сертификация продукции по стандартам халал – многоуровневая система. После присуждения сертификата компании сотрудники ассоциации ведут контроль продукции.

"Сейчас нам нужны два закона, которые помогут развитию сферы: о маркировке и о товарном соответствии. Государственные органы не могут наказать недобросовестных производителей, так как нет этих законов", – выразил мнение глава ассоциации.

Сейчас министерство сельского хозяйства Казахстана разрабатывает проект дорожной карты по развитию производства пищевой халал-продукции в республике. Эти меры, по планам разработчиков, позволят усовершенствовать стандарты халал-продукции.