Перемены с тревогой встречают и рядовые врачи, и их больные. Первые переживают, как отразится реформа на их и без того скромных доходах. Пациенты, состоящие в списке социально-значимых заболеваний, запаниковали в связи с грядущими изменениями государственного объема бесплатной медпомощи.
Как будет работать новая система на практике? Готовы ли к ней лечебные учреждения республики? Об этом корреспондент Sputnik беседует с Тимуром Султангазиевым, начальником управления здравоохранения Северо-Казахстанской области.
Северяне живут меньше
- Тимур Сламжанович, вы интересный адресат для этого интервью, поскольку являетесь одним из проектировщиков текущей реформы здравоохранения, конкретно – занимались в Минздраве разработкой нормативных документов, клинических протоколов оказания медуслуг. Теперь вам выпал ценный шанс на практике реализовывать минздравовские новшества. Как собираетесь преодолевать возможный зазор между кабинетным проектированием и живой жизнью?
Средняя продолжительность жизни в Казахстане выросла до 72 с половиной лет. Но среднестатистический североказахстанец живет 70 с половиной лет и умирает от злокачественных новообразований, болезней системы кровообращения, заболеваний дыхательной системы. Это основные группы заболеваний, ведущие к инвалидизации и смертности в регионе. Безусловно, на эти показатели влияет высокий процент возрастного населения. К примеру, на юге Казахстана преобладают дети и молодежь, они, как известно, меньше страдают неинфекционными хроническими заболеваниями.
Тяжкое бремя казахстанского пациента
- Процесс ревизии и оптимизации объема бесплатной медпомощи идет с начала года, какой эффект это даст для потребителей медуслуг?
— Перед нами стоит масштабная задача переформатирования здравоохранения. Расходы на здравоохранение в Казахстане составляют 3,8%, причем 2,2% обеспечивает государство, а 1,6% – это частные расходы пациентов, так называемые карманные расходы.
Выделяемых государством средств не хватает на финансирование всех услуг, входящих в перечень гарантированной государством бесплатной помощи. Поэтому принято решение оптимизировать перечень до такого уровня, чтобы всесторонне обеспечивать услугами пациентов по наиболее социально значимым группам заболеваний. Это касается дорогостоящих лабораторных и инструментальных исследований.
Хочу особо подчеркнуть, что это те группы заболеваний, которые в большей степени влияют на инвалидизацию и смертность населения.
Средства будут полностью покрывать расходы, вне зависимости от наличия или отсутствия медицинской страховки. Это принципиальное отличие от текущего закона.
Монопрофильные больницы уйдут в прошлое
- Сейчас важное значение уделяется вопросу реформирования поликлиник, качества медуслуг, пациентооринетированности. Ожидается ли расширение сети клиник первичного звена?
Главная задача – реализовать семейный принцип оказания медицинской помощи, когда один врач общей практики ведет всю семью, знает ее историю, условия жизни и работы, склонность к определенным заболеваниям. Такое знание – залог того, чтобы правильно вести именно этого конкретного пациента. Важен также принцип шаговой доступности медучреждения. ВОЗ говорит об идеальном критерии — 15-минутная ходьба. Здесь мы, конечно, очень сильно не дотягиваем. Тактическая задача – разукрупнение поликлиник, здесь разрабатываются разные пути, в том числе привлечение частных медицинских организаций.
- Как планируется реорганизовать работу в больницах?
— В Петропавловске планируется строительство современной многопрофильной областной больницы. В Казахстане монопрофильные стационары со временем должны уступить место крупным многопрофильным больницам, где будет сконцентрирована медицинская помощь по всем важнейшим направлениям: и онкология, и кардиохирургия, и общая хирургия, и перинатология. В этой больнице должна быть единая хорошая операционная, единое по последнему слову оснащенное реанимационное отделение и единый приемный покой, отвечающий всем нынешним требованиям. Такое объединение под одной крышей "работает" на увеличение кадрового потенциала и повышение качества помощи.
В развитых странах практически нет монопрофильных больниц, потому что это нецелесообразно.
Заболеванием нужно управлять
- Насколько сами участковые врачи поддерживают идею перехода на новые стандарты работы с пациентами, в частности программу управления заболеваниями? Кстати, это одно из новшеств, стоит поподробнее рассказать читателям о нем.
— Программа управления заболеваниями давно и успешно апробирована в развитых странах. Она направлена на то, чтобы вовлекать самого пациента в управление своим заболеванием. В Казахстане такой подход пока еще непривычен даже на уровне простого восприятия, ведь наши люди ждут облегчения состояния от врача, а сами при этом настроены зачастую иждивенчески.
Суть в том, что пациент заключает социальный контракт с поликлиникой, беря на себя определенные обязательства. К примеру, больной с артериальной гипертензией обязуется ежедневно контролировать артериальное давление и вести дневник.
Пациент с сахарным диабетом регулярно измеряет сахар крови при помощи глюкометра. Пациент с хронической сердечной недостаточностью, в первую очередь, контролирует холестерин и соблюдает строгую диету, будучи проинформирован, как важно правильное питание для поддержания здоровья в рабочем состоянии. Врач же общей практики, в свою очередь, разрабатывает тактику лечения пациента через школы управления заболеванием.
Такая система направлена, прежде всего, на вторичную профилактику осложнений, стабилизацию состояния, а, следовательно, повышает эффективность работы врачей.
Диагноз по мобильному приложению
- И, наконец, последний вопрос. Насколько успешно идет процесс цифровизации организаций здравоохранения региона? Какие удобства это дает пациентам? Пока пациенты видят для себя лишь неудобства, сетуя, что врачи уткнулись в компьютеры и меньше времени уделяют больным.
— Хочу призвать пациентов быть в этом вопросе снисходительнее к врачам. Мы сейчас достигли в областном центре и на районном уровне 100-процентного уровня цифровизации лечебной сети. Интернета и информационных систем нет лишь в организациях ниже районного уровня.
Кроме того, на уровне Минздрава разрабатывается платформа операбельности – большой проект, позволяющий различным медучреждениям обмениваться информацией о конкретном пациенте.
Поликлиника может видеть выписной лист из стационара, где больного оперировали, и, напротив, хирург может запросить медкарту из поликлиники с последними анализами. Идет процесс интеграции информации. А это значит — уходит в прошлое эпоха пухлых медкарт, которые часто теряются.
В ближайшем будущем пациенты государственных поликлиник смогут получить результаты анализов онлайн. Так что польза для пациента в развитии информационных технологий, на мой взгляд, очевидна.