Каким я увидел город Байконур: краткий путеводитель по космосу на земле

Блогер и путешественник Илья Буяновский отправился на Байконур, чтобы стать свидетелем запуска космического корабля. О космодроме и старте он еще расскажет, а пока Байконур – город на берегу Сырдарьи, он же российский город федерального значения
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

О статусе Байконура, его укладе жизни и особенностях посещения он рассказал Sputnik Казахстан.

Великая Степь и сама похожа на космос: земля и небо, и ничего лишнего между ними. Еще с первых путешествий по Казахстану мне казалось, что я хожу по берегу Вселенной. Так назвал эти места Сергей Королев, построивший на этом берегу порт — космодром Байконур, главные ворота Земли за ее пределы. Побывать на Байконуре много лет было моей мечтой, и вот в июне, после полугода подготовки, я осуществил эту мечту.

Байконур

Ворота в космос

Утром 2 июня я вышел из вагона скоростного "Тулпара" на маленькой станции Тюратам. Это самая обычная станция Ташкентской железной дороги: вокзальчик 1906 года ничем не выделяется среди десятков таких же, когда-то построенных царскими солдатами в пустой степи.

Как доехать до Байконура на поезде и попасть на космодром, а не в аул
Только мемориальная доска на стене советской пристройки к  вокзалу извещает, что 12 января 1955 года здесь высадился отряд военных строителей космодрома Байконур. Тюратам, впрочем, на космические ворота не похож: обыкновенный азиатской поселок на 9,5 тысячи жителей, пыльные улицы, шумные базары. Но на краю поселка от пересекающей его железнодорожной магистрали ответвляется колея. По ней и курсирует мотовоз, связующий город с космодромом.

Байконур — название случайное, в обиход введено журналистами, которым в целях секретности расположение космодрома указали на 300 километров севернее – близ аула Байконур  под Жезказганом. Ветераны космической отрасли по привычке называют космодром Тюратам, а город, соответственно, Ленинск.

Ветераны космической отрасли по привычке называют космодром "Тюратам"

У Чингиза Айтматова в его романе "Буранный полустанок" есть эпизод: похоронная процессия движется на кладбище, но упирается в забор космодрома. Это здесь: КПП №1 с неуклюжим памятником, официальное название которого давно забыто, а народное — "Семья ГАИшника":

Народное название памятника у КПП №1 "Семья ГАИшника"

С запада к Байконуру примыкает еще один аул — Большой Акай. Акай отделяет город от аэродрома со звучным названием Крайний. А как еще называться месту, с которого покидают планету? Сюда, на предпоследнюю ступень, привозят из подмосковного Чкаловска космонавтов, а также персонал, официальную прессу и крупных шишек типа главы "Роскосмоса", директора "Энергии" или даже "первых лиц". Есть с Крайнего и прямой пассажирский рейс в Москву, но довольно дорогой и не известный сервисам поиска авиабилетов.

Здесь же и своеобразный "фасад" Байконура — монумент "Невесомость". Прототипом космонавта был Алексей Леонов, байконурцы  об этом помнят, но называют памятник "Рыбак, поймавший во-о-о-о-т такую рыбу". Об Рыбака, как об корабельный форштевень, на свадьбах бьют бутылки.

Город опоясывает белая линия забора. В заборе неизменно появляются дырки, через которые жители аулов ходят в город, а жители города водят гостей, не удосужившихся оформить пропуск. Со стороны Акая дырка расположена буквально в прямой видимости КПП, и прямо при нас сквозь нее проползал человек.

Первая казахстанская школа с русским языком обучения появится в Байконуре
Но как легально миновать эти границы? Если вы хотите просто попасть в город, обратитесь заранее в местный "Центр услуг населению", и за 1000 рублей вам сделают гостевой пропуск. С космодромом, особенно накануне запуска, всё гораздо сложнее. Я прорабатывал несколько вариантов, рабочим оказался один – купить тур. Расценки у всех турфирм примерно одинаковые (плюс-минус несколько тысяч), так как все они фактически являются посредниками. Ценообразование меняется год от года, но балансирует на уровне 30-50 тысяч рублей за 3 дня без учета дороги до Байконура.

Правда, космонавтов туристам показывают через спины прессы, а взлёт ракеты – из-за холма, скрывающего стартовый стол.

Туристов тут действительно много. В день приезда Байконур казался тихим сонным городком, живущим как в замедленном кино. Но народ прибывал с каждым часом, и в день запуска Байконур напоминал Хургаду или Анталью.  Кстати, и обсчитать в местном кафе нас пытались, как на тех же курортах.

Космонавтов туристам показывают через спины прессы, а взлет ракеты – из-за холма

В небольшом городке есть десяток гостиниц на любой вкус и кошелек, но туристов как правило селят в "общежития гостиничного типа". Мне повезло — там случился овербукинг, поэтому нашим домом на Байконуре стала гостиница "Молния". Она принадлежит Центру Хруничева, поэтому забита до отказа на запусках "Протонов". Но мы приехали на запуск "Союза". В номерах с удобствами на две комнаты не было вайфая, зато был древний артефакт – советских времен кондиционер Бакинского завода.

Как добраться из Москвы в Байконур на самолете
Гостиница "Молния"  расположена в самом что ни на есть историческом центре города. Школьная улица, на которую выходят гостиничные ворота,  упирается в сквер Городского дворца культуры —  в то место, где стоял Первый дом Байконура. Датой начала великой стройки считается 12 января 1955 года, когда на станцию Тюратам, в мерзлую степь Кызылординской области Казахстана, прибыла первая теплушка со строителями. В феврале план стройки был утвержден окончательно и военные строители поехали сюда эшелонами. Местная степь получила кодовое название "район Леоновки", будущий ракетодром числился объектом "Тайга", поселок в разные годы фигурировал под шифрами "Москва-400", "Кзыл-Орда-50" и "Ташкент-90". А в обиходе объект был Звездоградом и Зарей — по позывному своего "отца", тогда еще врага народа Сергея Королева: его реабилитация в 1955-57 годах совершенно случайно совпала со строительством.

Строительством Научно-исследовательского испытательного полигона №5 (так назывался будущий космодром в документах) руководил генерал-майор Георгий Шубников.  Строители прибыли в конце зимы 1955 года, а 2 июня НИИП №5 из стройки превратился в действующую воинскую часть №11284. В послужном списке Шубникова еще один ракетодром — Капустин Яр. Памятник ему стоит в том же сквере.

Памятник генерал-майору Георгию Шубникову

Как бы то ни было, 5 мая 1955 года строители, жившие прежде в вагонах, палатках, землянках, заложили первый камень в фундамент одного из 20 изначальных домов поселка. Этот район Байконура по-прежнему называют Деревянный городок, длинные дома барачного вида еще встречаются за его высокими заборами. Деревянный городок — самый неухоженный район бывшего Ленинска, поровну занятый частным сектором и режимными объектами без табличек.

Деревянный городок - старый район Байконура

Город уязвленной гордости

Нынешний Байконур — вполне обычный для Советской Средней Азии город с пятиэтажками на песке и саксаулами у детских площадок. Привычной частью его пейзажа стали законсервированные дома и "бельма" покинутых квартир.

1 / 3
Покинутые дома Байконура
2 / 3
Нынешний Байконур — вполне обычный для Советской Средней Азии город с пятиэтажками на песке
3 / 3
Старожилы о своем городе рассказывают "апокалиптически"

Старожилы о своем городе рассказывают не пессимистично, а даже апокалиптически. С распадом СССР Россия на несколько лет полностью ушла из Байконура. Город и космодром превратились в нелегальное место добычи цветных металлов.

В 1995 году "комплекс Байконур" был вновь взят Россией в аренду. Но СССР, делая до 80 запусков в год, развивал Байконур как ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование), где постоянно жили высококвалифицированные специалисты и существовала собственная система подготовки кадров. Российские специалисты прилетают на космодром лишь к запуску. Основной задачей жителей Байконура стало поддержание инфрастуктуры космодрома между пусками, что уже не требует большого числа людей с уникальной квалификацией.

Глава Роскосмоса прилетел в Кызылординскую область. Что ждет Байконур?
Советский Ленинск был городом военных. После прибытия мотовоза улицы окрашивались в зеленый, но теперь российские военные ушли (их вывод закончился в 2009 году), а персонал подчиняется гражданским ведомствам.

В общем, Байконур по сравнению с советским Ленинском — город гораздо более обычный, а стало быть, лишившийся большинства своих привилегий. Однако у "ядра" местных жителей гордость и чувство причастности к великим делам сохранились поистине космических масштабов. А потому самая запомнившаяся мне черта байконурцев, причастных к отрасли, — уязвленная гордость.

Из 73 тысяч жителей Байконура лишь 37 тысяч — граждане Казахстана, а среди местных русских немало таких, кто переехал в Байконур в 1990-х из других казахстанских городов. Россия здесь арендует не только космодром (как арендовала военную базу в Крыму), но и сам город. Даже номера автомобилей тут российские — частью собственно региона — 94, частью подмосковные — 50. Последнее, видимо, повелось с советских времен — тогда по телефонным кодам Ленинск выходил районом Калининграда (Королева).

Из 73 тысяч жителей Байконура лишь 37 тысяч — граждане Казахстана
Более того, тут даже основная валюта — рубль. Тенге, которых я наменял с избытком, в здешних магазинах принимают, но сдачу с них все равно дают рублями по курсу 1:5. Но продукты в магазинах в основном казахстанские.

А вот весьма актуальная на Байконуре реклама. От пустынного зноя, от едкой воды, от униженной гордости и неясного будущего люди стараются уехать. И не в сверкающие Алматы или Астану, а пусть в печальную глубинку, но на историческую родину. И вместе с тем о космодроме Восточный, построенном на замену Байконуру, здесь говорят с нескрываемой ревностью…

От имени космического сообщества туристов встречал Сергей Залетин, вошедший в историю как последний человек, покинувший станцию "Мир". Перед запуском он  проводил пресс-конференцию для туристов. Начали туристы, конечно же, с вопроса "А вы видели инопланетян?", на что Герой России, не растерявшись, ответил: "Ну как я могу вам раскрыть государственную тайну?".

Отдельной темой его речей был мир — не станция, а тот, который во всем мире: Залетин начинал как военный летчик, в 1990-х много общался с коллегами из НАТО и, как и они, понял, что лучше никогда не встречаться в бою. Из зала задали вопрос о том, как должен поступать экипаж МКС в случае конфликта их стран на Земле, и Сергей Викторович ответил на него примерно так: "Понимаю, какие страны вы имеете в виду. Законов, это регламентирующих, нет, но мы с коллегами часто шутим, что чтобы на Земле наступил мир, надо трех лидеров крупнейших государств посадить в шарик космического корабля. Потому что здесь каждый отвечает за каждого, и цена любой ошибки — жизнь всех троих. Наша Земля — она сама как этот шарик".