Колумнист Sputnik тоже посмотрел новейший фильм Адильхана Ержанова "Ласковое безразличие мира", мировая премьера которого состоялась в Каннах, и делится впечатлениями
Без экзотики
Среднестатистический француз очень мало знает о Казахстане. Но француз-киноман припомнит, что четыре года назад уже видел в каннской программе "Особый взгляд" фильм Адильхана Ержанова "Хозяева" (The Owners). Если судить по мемуарам киноведа Кирилла Разлогова, фильм произвел тогда на зрителей значительное впечатление. А вот в казахстанском кинопрокате так и не появился.
Наверняка подавляющее большинство французов считает Казахстан экзотической страной. Но делать ставку на экзотику Ержанов не хочет, это товар скоропортящийся и по большому счету одноразовый.
"Думаю, сейчас мотивы азиатской экзотики приедаются критикам, — рассказал Sputnik в переписке Адильхан. — На первый план выходит человек и его жизненное пространство. Происходит некая художественная конвергенция — отыскивается нечто общее, что роднит всех людей со всех уголков планеты. Авторитет казахского кино среди мировой критики высок только благодаря авторскому взгляду".
Шестое чувство
История, рассказанная в фильме, совершенно общечеловеческая, и могла бы произойти хоть в Алматы, хоть в Париже, хоть в Буэнос-Айресе. Казахстан, тем не менее, в фильме есть. Это роскошная летняя степь, показанная настолько ярко, что у зрителя поневоле возникает очень сильное искушение взять себе дорожную сумку и поехать в Казахстан. Пейзажи такой выразительности и красоты без любви не получаются.
Зачем топтать любовь?
Фильм – о любви юной красавицы Салтанат и крепкого крестьянского парня Куандыка. Они влюблены друг в друга, но вынуждены разлучиться. Девушку отправляют в город, к богатому дяде. Другого выхода нет, потому что семья красавицы – очень бедная, а отец семейства именно от бедности покончил жизнь самоубийством. Парень не может отпустить возлюбленную одну. Он тоже едет с ней в большой город.
Если степь представляет собой что-то вроде рая, то город – совершенно точно является чем-то вроде преисподней. Визуальное пространство города ограничено, сжато, совершенно клаустрофобно.
Богатый дядюшка предлагает девушке стать любовницей его партнера по бизнесу. Гордая и наивная красавица отказывается. Вместе со своим возлюбленным она снимает самую дешевую квартиру. Не буду вдаваться в сюжетные перипетии картины. Скажу только, что большой город пытается сломать героев, заставить их пойти наперекор своей сути и растоптать свою любовь.
Энергичная тишина
Адильхан Ержанов снимает авторское кино. Но сюжетом он вовсе не пренебрегает. События развиваются быстро, динамично. С погонями и драками. Кстати, боевая сцена снята очень необычно. Она очень тихая, но эта тишина насыщена энергией.
Убедительность сюжета произрастает из цельности характеров. Из того, насколько герои живые. В "Ласковом безразличии мира" герои просто переполнены жизнью и способны преподносить сюрпризы. Чувствуется, что в какой-то момент они зажили своей жизнью. А это – признак высокого качества кино.
Раньше Адильхану Ержанову с национальным прокатом не везло. Он был два раза представлен в Каннах, он дружит с Эмиром Кустурицей, он снял девять фильмов, но до больших экранов ни один из них не дошел.
Тем не менее, именно для "Ласкового безразличия мира" шанс есть. Ведутся переговоры с прокатчиками. Так что, возможно, пусть поздно, но страна узнает своего героя, который вот уже который год представляет ее на престижнейших кинофорумах.