А забывать вообще-то не стоит — все, что связано с "азиатским Трампом", почти так же важно для мира, как и происходящее с самим Дональдом Трампом. Просто потому, что Трампы разных калибров стали не отклонением, а существенной частью продолжающихся в мире перемен. И от того, что у них получается или не получается, зависит многое в дальнейшей жизни всей планеты.
Так вот именно небо и оказалось очередной мишенью. В прошлом месяце Дутерте высказался насчет Создателя, который сначала сотворил Адама и Еву, а потом подверг их соблазну. "Кто такой этот глупый Бог? Раз так, то этот (любимое выражение Дутерте — прим.) действительно глуп", — сделал вывод президент 100-миллионной страны, где после трех столетий испанского колониализма 80% населения — католики. Причем не формально-списочные, а искренне верующие.
И его рейтинг, который при вступлении в должность два года назад превышал 70%, упал до 45%. Правда, многие европейские лидеры и сегодня ему могут только позавидовать, так ведь то европейцы.
Тогда Дутерте решил извиниться — не перед епископами, с которыми он встретился (хотя прежде — было такое — обзывал и их). Он сделал это следующим образом: "Я буду извиняться только перед моим всепрощающим Богом. И если это такой Бог, то я извиняюсь. Извини, Бог".
Истек второй год его шестилетнего срока. Уже в целом ясно, что из себя представляют стиль управления и курс нынешнего президента.
И как ни странно, Филиппины пока что числятся одной из самых успешных стран Юго-Восточной Азии, а значит, и мира (рост ВВП — 6,8% во втором квартале, так дела шли и все эти два года). Это не обещанное чудо, но ситуация хотя бы не хуже, чем при прежнем президентстве. Правда, оно по ВВП выглядело тоже хорошо, но было нелюбимо избирателем по иным причинам — по части справедливости распределения этого самого ВВП.
Другое дело, что такие реформы действуют медленно, эффект от них проявится не скоро. Однако если торговая война США с Китаем и прочими приведет к глобальному кризису, Филиппины попадут в непростую ситуацию: инфраструктура ведь подводится под будущие производства. А если они окажутся никому не нужны, то будет плохо.
Это, кстати, тоже не совсем заслуга президента, а опять же его грамотной команды, занятой внешней политикой в тесном альянсе с дутертевскими экономистами.
И вот тут надо сказать пару слов о феномене в целом. Не о феномене Дутерте (это нечто типично филиппинское), а о явлении множества разноликих Трампов во многих странах мира. Это и Виктор Орбан в Венгрии, и Нарендра Моди в Индии, и Махатхир Мохамад в Малайзии, и многие другие. И есть также немало похожих политиков, которые к власти еще не пришли, но близки к тому, а совсем недавно считались маргиналами. Успех или неуспех "правящих Трампов" важен для ответа на вопрос: окажется ли еще больше таких людей по всему миру у власти в ближайшие годы и чего они добьются.
Пока что все выглядит так: у подобных лидеров отлично получается приход к власти вполне демократическим путем. За них голосует абсолютное или относительное большинство, которое в ужасе от всего, что называется собирательно "глобализмом", — прежде всего от стиля повседневной жизни, который этот глобализм насаждает повсеместно и с дикой агрессивностью.
Но теперь избранным надо доказать своему электорату, что они умеют не только говорить (или, в случае с Дутерте, ругаться) и выигрывать на этом выборы, а еще и руководить государством, побеждать неспортивно работающих оппонентов, выполнять обещания. И здесь у каждого своя страна и свои проблемы, хотя… Как минимум уважительное любопытство друг к другу у них есть. Другое дело — преобразовать этот интерес в сотрудничество и показать миру, что в нашу эпоху национальные силы друг с другом не ссорятся, а дружат.