Кто кому уступает дорогу?
2010 год, Берлин, центр города. Улыбчивый гид дает наставления выходящим из двухэтажного автобуса туристам: "А это — велодорожка, новая полоса смерти в городе. Будьте внимательны и не задерживайтесь на ней", — предупреждает он туристов на чистом русском языке.
2018 год, Астана, триатлон-парк с велодорожками для скоростной езды. Заняв дорожку целиком, в легкой задумчивости идет семья: женщина катит коляску с малышом, мужчина рядом на ходу смотрит в телефон, неподалеку от них карапуз постарше катится на детском самокате. Позади отчаянно сигналист велосипедист, а затем объезжает семью по пешеходной зоне.
Для чего нужны велодорожки
Культуру велодвижения начали продвигать в крупнейших городах Казахстана — Алматы и Астане. Столица Казахстана вообще могла бы стать идеальным велогородом в теплое время года: город располагается на равнине, нет сильного перепада высоты, кататься — одно удовольствие.
Велодорожки должны были разгрузить и обезопасить движение. Однако, если вспомнить первые "байклэйны", они были, мягко сказать, не идеальны.
"Первая велодорожка в Алматы появилась в 2011 году вдоль проспекта Абая. А также на тот момент это была первая велодорожка в Казахстане и во всей Центральной Азии!" — радостно сообщает сайт "ВелоАлматы".
Дальше — веселее. Интернет заполонили фотографии велодорожек, ведущих в дерево, в столб, внезапно начинающихся на середине тротуара и заканчивающихся забором, высоким бордюром вместо пандуса и так далее.
В Астане попытались учесть эти ошибки, и если первые велодорожки были не лишены недостатков и местами откровенно неудобны, то свежие 50 километров байклейна, соединяющие правый берег с левым и ведущие почти до аэропорта, приближены к мировым стандартам, снабжены специальным покрытием и манят пешеходов сильнее магнита.
Есть ли ПДД для велодорожек?
В правилах дорожного движения Казахстана сказано, что если на полосе установлен знак 4.5 (белый велосипед в синем круге), значит, движение по ней разрешается только на велосипедах и мопедах. Велодорожка также должна быть отделена от проезжей части или пешеходной зоны, по крайней мере, разметкой.
В исключительных случаях пешеходам и автомобилистам можно пользоваться байклейнами — если на пути движения пешеходов, то есть на тротуарах или обочинах, идет ремонт. При том пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам. То же самое и с автомобилями — в случае ремонта дороги, ДТП или иной преграды машина может проехать по велодорожке, идущей вдоль обочины.
Дипломат отправился на велосипеде из Ташкента в Шымкент
При этом в ПДД ничего не говорится о передвижении на самокатах, в том числе электрических, сегвеях и гироскутерах, которые также набирают большую популярность у горожан и в перспективе могут стать альтернативой велосипеду, общественному транспорту и автомобилю. Население Алматы и Астаны активно пересаживается на электросамокаты, в соцсетях уже шутят об отдельной полосе для этого вида транспорта.
Почему люди ходят по велодорожкам?
Чтобы не строить догадок, проще всего спросить у самих "велоходов" (так автор колонки называет людей, предпочитающих передвигаться по велодорожкам — Sputnik).
Типичная реакция человека: удивление, взгляд вниз, ответ "велодорожка", смех и уход на тротуар. Большая часть людей идет по велодорожке, не задумываясь, без какого-либо умысла, просто продолжая маршрут.
Другие признавались, что им просто приятно идти по гладкой дорожке с мягким полимерным покрытием — ноги сами несут пешехода.
Находчивый вор показал новый способ кражи велосипедов — видео
Третьи выбирают велодорожку, потому что она расположена в тени, или на ней нет луж после дождя, в отличие от тротуара.
Но есть и четвертые: "Хожу, где хочу, велосипедистов все равно почти нет, если что — объедут".
В парках дорожки для велосипедистов и бегунов оккупируют в основном семьи с детьми. Это самая сложная категория "велоходов", которые считают себя правыми и уверены, что им все должны. Несмотря на то, что взрослые могут быть разнополыми, в соцсетях жалобы на них обычно объединяют под общим хэштегом #яжемать и #этожеребенок, ибо основными "ответственными по детям" в нашем обществе считаются женщины.
А когда пытаются насильно отобрать и эту привилегию, добытую буквально "потом и кровью", это вызывает серьезные возмущения, переходящие в конфликт, в котором женщина будет до конца бороться за свои особенные права, несмотря на то, что ребенок может подвергаться опасности.
Кенгуру сбил велосипедистку — видео
Чем выше статус и благополучие женщины были до материнства, тем меньше подобных конфликтов возникает в обществе. То есть эта проблема затрагивает еще более глубокие вопросы, которые не решатся введением штрафов и наказаний.
Город — для пешеходов
Городская инфраструктура должна, в первую очередь, служить пешеходам, быть удобной и безопасной для них. Многие города спроектированы "под автомобили", но при этом перегружены и не имеют даже грамотно обустроенных парковок. В таких условиях любые благие начинания могут обернуться недовольством и еще большими проблемами на дорогах. Так случилось с выделенными линиями для автобусов, появление которых первоначально вызвало в Алматы огромные пробки и аварийность.
Теперь правильное, но безграмотное насаждение велодорожек превратилось в войну против пешеходной инфраструктуры.
Такого мнения придерживается главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, на днях побывавший в Астане. В то же время он считает, что конфликт "рассосется" сам собой, когда велосипедисты станут заметными в городе.
В Астане на велосипедах катаются по тонкому льду
"Проблема конфликтов с пешеходами, автомобилистами прекращается, когда велосипедистов становится много. В городе с активным велодвижением, как, например, в Амстердаме, вы можете быть абсолютными незнакомцами культуры, но вам будет достаточно одного случайного выхода на велодорожку, когда вас одернут велосипедисты. И это опыт, который мгновенно приобретается, вы поймете, что сюда ходить не надо", — сказал он Sputnik.
Осталось набраться терпения, быть друг к другу внимательнее и ждать перемен.