Оживший холст, или Невероятная история любви казаха и героини картины

Сотни тысяч школьников Советского Союза писали сочинения по картине украинского живописца Татьяны Яблонской "Утро". Казахстанский художник Арсен Бейсембинов повесил репродукцию полотна у себя дома, а потом женился на изображенной героине
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

АСТАНА, 6 июн — Sputnik, Айгюзель Кадир. Ценители прекрасного с одухотворенными лицами неспешно перемещаются по столичному музею, куда привезли 50 шедевров двадцатого столетия из Третьяковской галереи: "Крестьянка" Абрама Архипова, "Опять двойка" Федора Решетникова, "Портрет балерины Лепешинской" Александра Герасимова и другие полотна пробудут в Астане до 10 сентября. Среди творений великих мастеров выделяется картина, любимая многими за почти физические ощущения солнечного тепла и радости от зарождающегося чудесного дня, которые живо передала Татьяна Яблонская.

Утро 1954 года

Елена Бейсембинова, широко улыбаясь, повторяет движение, которое сделала 64 года назад. Она отчетливо помнит то утро, когда под звуки клаксонов автомобилей делала разминку в киевской квартире и позировала маме – советской художнице Татьяне Яблонской.

Картина "Утро", автор - Татьяна Яблонская

"Я та самая девочка, которая нарисована на картине "Утро". Мне было 13 лет. Я испытываю что-то невероятное, это путешествие в детство. Это было послевоенное время, время надежды. Мы в детстве как-то не очень ощущали войну, когда кончилась война, мне было четыре года. Но общее социальное настроение я ощущала — радость и чистоту утра. Не только утро того дня, но утро эпохи", — вспоминает Елена Бейсембинова, которая приехала из Алматы на открытие выставки в Национальном музее.

"Он научил меня не сдаваться": трогательная история любви казахстанцев
Картина "Утро" потом попала в учебник "Родная речь", и сотни советских школьников писали сочинения о чувствах, которые вызывает ставшее вечным утро 1954-го. Свои мысли на бумаге позже напишет сын той самой девочки с картины, а потом и внуки.

Смятая постель, на спинке стула – пионерский галстук, солнечные лучи озаряют комнату на седьмом этаже, и чуть видны крыши домов Киева, а на балконе – растения, которые выращивала сама Елена.

"Перед занятиями в школе я иногда делала гимнастику. Я хотела быть биологом, любила спорт, балет, биологию, зоологию. Меня мама искусственно сделала художником. И теперь я осталась верна теме природы. Люблю рисовать цветы, облака, небо, человека, которого мы сегодня теряем. Лучше природы ничего не может быть на свете", — признается героиня картины.

Любовь на всю жизнь

"Это мой галстук, мои предметы, мой интерьер, моя постель. Я все прекрасно помню. Мама умела передавать счастье. Я помню, как после войны шумели машины, клаксоны. Тогда это был звук улиц, это было музыкой для нас", — произносит дочь художницы Яблонской.

Степные легенды: семь трагичных историй о великой любви
Воспоминания невольно переносят ее в студенческие годы, когда она влюбилась в Арсена Бейсембинова, в доме которого висел ее портрет.

"Мы поступили с ним в один институт (Строгановское училище – прим.), учились на одном курсе, факультете. И полюбили друг друга. Спустя год после знакомства я приехала в Алматы. В доме Арсена была репродукция "Утра", и я сказала, что это я нарисована. Он не знал", — рассказывает Бейсембинова.

А на втором курсе они поженились. После учебы Елена поехала с мужем в Казахстан и осталась здесь жить и творить.

1 / 3
Выставка картин открылась в рамках празднования юбилея Астаны
2 / 3
Выставка "50 шедевров ХХ века из собрания Третьяковской галереи" продлится в Астане до 10 сентября
3 / 3
"Опять двойка", Федор Решетников

"Я очень благодарна Москве. Москва дала мне образование. Приехала с Украины, почти всю жизнь прожила в Казахстане. Вот такая связь между странами. Казахстан сегодня моя вторая Родина", — говорит Елена Бейсембинова.

Коммунальный рай, или Близкие поневоле
"Мой муж – прекрасный художник, график… Сейчас его уже нет. Ему бы устроить выставку…", — тихим голосом добавляет она.

Сегодня в квартире на бывшей улице Красноармейская живут новые хозяева. В последний раз в той квартире, что была пропитана искусством, Елена Бейсембинова была 15 лет назад, в 2003 году.

Она снова смотрит на холст и окунается в прошлое. Штрихи, образ мамы, счастливые годы с мужем. Вечно юная советская школьница стала символом надежды, хрущевской оттепели, а по О'Махоуни − переходом "от сна к бодрствованию, от тьмы к свету, от хаоса к новому порядку, равновесию, гармонии".