АСТАНА, 22 мая — Sputnik, Алексей Стефанов. Российского режиссера фильма "Айка" Сергея Дворцевого корреспондент Sputnik застал за приготовлениями – едва он вернулся из Канн в Москву, как снова собрался в дорогу. На этот раз в Астану, вместе с казахстанской актрисой Самал Еслямовой, получившей приз Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль в фильме "Айка".
"Я работал над картиной долго – шесть лет. Хотя если снимаешь разные времена года – это уже работа на много месяцев. А то и дольше. Просто теперь почему-то считается, что кино нужно снимать быстро ", — рассказал Сергей Дворцевой.
Сценарий режиссер написал сам, после того как несколько лет назад наткнулся на устрашающие цифры статистики – за один год от своих детей в Москве отказались более двухсот кыргызстанских женщин.
Сыграть главную роль Дворцевой доверил казахстанской актрисе Самал Еслямовой. На вопрос, почему именно ей, ведь в Казахстане ее практически никто не знает, режиссер ответил: "Примелькавшиеся гламурные лица меня не интересовали, это совсем не то. Кроме того, десять лет назад я уже работал с Самал – тогда она сыграла в моем фильме "Тюльпан". Он тоже был показан на Каннском кинофестивале, и тогда я получил главный приз в параллельном конкурсе "Особый взгляд". Не сомневался, что и в этот раз она сыграет очень хорошо. Она очень сильная актриса, ее игра заставила зал плакать", — поясняет режиссер.
Именно той синергией, которая возникла у режиссера и актрисы десять лет назад, и объясняется приглашение казашки на роль киргизки. В фильмографии Дворцевого не так много работ – в основном это документальные картины, и только два игровых фильма – "Тюльпан" и "Айка". Обе картины получили призы на фестивале в Каннах, в обеих снималась Самал Еслямова.
"Нас очень тепло приняли в Каннах. Самал – молодец!" — гордится работой Дворцевой.
Как только о фильме "Айка" заговорили, в Кыргызстане послышались недовольные голоса: мол, картина наносит урон образу киргизского народа. На это режиссер реагирует спокойно: никого не обижая, он хотел показать без прикрас непростую жизнь мигрантов. "В картине ничего не придумано, — заверяет Дворцевой. — Образ главной героини отчасти собирательный, но в целом картина основана на реальных фактах. Кроме того, меня трудно обвинить в предвзятости, поскольку я жил среди азиатских народов, знаю культуру и обычаи этих людей".
Погружение получилось долгим и для режиссера. Все шесть лет Сергей Дворцевой работал только над "Айкой" и ни на что другое не отвлекался. Но говорить о фильме в прошедшем времени до сих пор не может. "В Канны мы привезли еще сырой материал – не успевали окончательно смонтировать ленту к кинофестивалю. Нам нужен еще месяц, чтобы закончить фильм. Только после этого можно будет считать, что работа завершена и думать о прокате картины", — поясняет Сергей Дворцевой.