АСТАНА, 13 мая — Sputnik, Тимур Селиванов. Казахстанские стартаперы − две команды из Алматы и обе с проектами об образовании − рассказали о своих проектах на Четвертом Казанском форуме молодых предпринимателей стран Организации исламского сотрудничества (ОИС).
Sputnik выяснил у них, почему в Южной Корее библиотек больше, чем в Казахстане, и что общего между мороженым и первокурсником.
Компенсируем потери
Из пятисот заявок со всего мира организаторы Форума отобрали тридцать стартап-команд, две из них — из Казахстана.
Идея Neupusti пришла к Ардаку. Однажды он заметил: в конкурсах и форумах молодых предпринимателей за рубежом почти не участвуют казахстанцы. И не потому, что их это не интересует, а потому, что просто не знают о таких возможностях. Стартапер решил исправить ситуацию.
За три года проект из простого агрегатора новостей об образовании разросся до платформы с онлайн-менторством, бизнес-семинарами и руководствами по поступлению в вузы. Часть контента пользователи могут получить платно, по премиум-подписке. На ней команда Neupusti зарабатывает по полторы-две тысячи долларов в месяц.
Одного проекта стартаперам уже мало, поэтому вскоре они запустят еще один сайт, но уже для иностранных студентов — StudyKazakhstan.
"Нас часто спрашивали: "Не чувствуете ли вы вину за то, что из-за вас молодые специалисты уезжают за рубеж на учебу и стажировки?". Теперь мы сможем исправиться за счет студентов из соседних стран. Мы же сотрудничаем с казахстанскими университетами и знаем их проблемы: из года в год становится все тяжелей привлекать местных студентов", — поясняет Ардак.
Лига лучших
Дина — тоже не новичок в стартап-индустрии, она с коллегами уже открыла детскую школу программирования в Алматы:
"Для меня самой это была школа жизни и бизнеса. Благодаря такому опыту лучше понимаешь, каких целей хочешь добиться, с какой сферой хочешь связать себя. Проект StudyKazakhstan — тоже "про образование", но гораздо масштабнее, чем одна школа".
StudyKazakhstan объединит десять ведущих частных вузов страны в "лигу чемпионов" и откроет иностранным студентам возможности для учебы в стране. Конкуренции, по словам Ардака и Дины, между университетами не возникло: там понимают, что привлекать новых абитуриентов гораздо удобней сообща, чем поодиночке. Стартаперы признаются: если бы в их портфолио уже не было успешного проекта Neupusti, то и StudyKazakhstan не смог бы состояться.
Библиотеки против ночных клубов
Вузы будут платить стартаперам не за рекламу, а за студентов, которые поступили в вуз благодаря проекту. Абитуриентам, подавшим заявки через сайт StudyKazakhstan, подарят рюкзак с набором необходимых студенту вещей: сим-картой, проездными. Ардак рассказывает:
"Компаниям-производителям выгодно с нами сотрудничать — они получат новых клиентов на четыре года обучения вперед".
"Поколение миллениалов — родившихся в "нулевые" – уже не пользуется сайтами. Если у компании нет приложения для смартфона, то этой компании для молодежи не существует. Сайт мы не забросим, но в приложении функционал будет шире", — уточняет Ардак.
Мечта стартапера — создать общий образовательный проект, который объединит в себе десятки и сотни других — в том числе Neupusti и StudyKazakhstan:
"Таким способом я хочу поддержать тренд на образование. В Южной Корее я видел улицы, забитые только частными библиотеками, и люди платят, чтобы проводить там дни и ночи, иметь доступ ко всем книгам мира. У нас пока есть только улицы, забитые ночными клубами".
Спасти студента Серика
Алмас Толеубаев и Азамат Абитаев — студенты "Алматы Менеджмент Университет". По правилам учебной программы они в течение четырех лет должны были запустить собственный стартап, чтобы по окончании вуза не искать работу, а самим нанимать работников. За первый год обучения друзья поднакопили опыта и открыли проект Balmuzdak.net. Он помогает абитуриентам выбрать вуз по интересующей программе обучения, узнать стоимости и почитать отзывы студентов.
"Представьте себе одиннадцатикласника Серика из Караганды. Он очень талантливый и способный, но ничего не знает о ведущих вузах в Алматы и Астане, грантах и стипендиях. Поэтому он поступает в рядовой карагандинский вуз и зарывает свой талант в родную землю. А с помощью нашего сайта такой Серик сможет поступить в вуз, где разовьет свой талант", — рассказывает Азамат.
Идея проекта пришла в голову товарищу Алмаса, Алибеку Мартенову. Он сначала запустил ВКонтакте группу для абитуриентов, а потом предложил Алмасу разработать общую информационную платформу для всех вузов Казахстана.
Из официальных источников информацию получить трудно, объясняют стартаперы.
"Приемные комиссии на все вопросы абитуриентов чаще всего отвечают: "Ищите все на сайте". Но даже у лучших вузов Казахстана сайты очень корявые. Нужные сведения абитуриентам приходится самим добывать у студентов. Мы и сами в свое время столкнулись с этой проблемой и хотим ее решить", — подчеркивает Алмас.
Вкусный первокурсник
"Балмұздақ" — это "мороженое" по-казахски. Откуда взялось это съедобное название? Ребята объясняют:
Это уже не первый конкурс, в котором участвует команда Balmuzdak. Ребята часто проходили в финалы, но ни разу не выигрывали: идея была хороша, но у них на руках не было даже бета-версии продукта. Сайт заработал в начале мая 2018-го, пока на нем есть информация только об алматинских вузах и новости о грантах. Полный каталог появится на Balmuzdak.net к весне 2019-го года. Представители университетов смогут сами дополнять и исправлять информацию о своих учебных заведениях.
"Недавно мы заняли третье место на конкурсе и получили около 50 тысяч рублей, это наша первая инвестиция. Потратим ее на маркетинг и разработку приложения", — подытоживают Алмас и Азамат.
Казанский форум молодых предпринимателей стран ОИС проходит в рамках Десятого международного экономического саммита "Россия − Исламский мир" 10-12 мая в Казани. В саммите участвуют представители пятидесяти стран мира.