Как журналист, иногда пишущий о кино, я веду обширную переписку с киноманами из стран бывшего СССР. И вот один из них мне сообщает: "Ни за что не пойду на "Танки"! Только не на них! Это экранизация игры, в которую рубится в Интернете весь офисный планктон. Хватит! "Морской бой" уже был, и "Танки" есть… Теперь только "Тетриса" не хватает на широком экране!".
Автором идеи выступил министр культуры России Владимир Мединский. Человек, занимающий столь ответственную должность, конечно, не станет предлагать экранизацию компьютерной игры.
Но название все-таки вводит в заблуждение. Я понимаю, что создатели фильма хотели заманить в кинозалы тот самый "планктон", который уделяет одноименной игрушке изрядное количество рабочего и личного времени. Однако многих киноманов как раз это и отпугивает, так что любое другое название могло быть интереснее.
Бочки с пушками и конные гангстеры
Итак, мы оказываемся в 1940 году, на одном из оборонных предприятий Харькова. Там разработали и собрали новый танк (понятно, что это знаменитый и прославленный Т-34). Он еще даже испытаний не прошел, и вот на завод приходит телеграмма: "Запрещаем привозить танки в Москву".
Конструктор Михаил Кошкин на свой страх решает пригнать в столицу образцы новых бронемашин. Да, ему запретили перевозить танки по железной дороге, но своим ходом, получается, можно!
Итак, до Москвы 800 километров. Тогда покрыть такое расстояние без ремонта в пути было немыслимо. В общем, можно представить сложность задачи… В пути колонну подстерегают многочисленные невероятные опасности. Например, бандитская конница или фашистские диверсанты с пулеметами, на мотоциклах.
Конечно, образы "плохих парней" вызывают вопросы. Откуда в 1940 году в европейской России могли взяться бандиты, да еще и конные? И фашистское подполье очень уж организовано и дисциплинированно — не какой-нибудь "Союз меча и орала". С другой стороны, все эти враги нагнетают градус интереса. А значит, пусть себе будут… Жалко, что ли?
Играть лицом
В самом начале я относился к событиям на экране с некоторым сомнением. Например, показалось, что создатели фильма немного озорничают с диалогами. Поясню. Мы видим завод, там шумно. И вот Андрей Мерзликин (который играет конструктора Кошкина) вместе с другими актерами только рты открывают, а все слова поглощает шум.
Я подумал, что так будет весь фильм. Даже начал возмущаться, когда в танковый пробег стала проситься передовик производства Катаева (Аглая Тарасова), а конструктор ей не разрешал. Все интересные слова "съел" шум. Но вдруг случилось чудо — Мерзликин и Тарасова перешли в менее шумное место, и прозвучал совершенно прекрасный диалог.
Детям до 16 рекомендуется
По сути, перед нами — добрый советский фильм. Такие мы любили лет 35-40 назад. Чем-то "Танки" напоминают повести Аркадия Гайдара, чем-то — "Белое солнце пустыни".
Сценарий написал Андрей Назаров, а он умеет чувствовать героев, нагнетать напряжение и, самое главное, рассказывать интересные истории. К слову, новейший российский фильм "Собибор" тоже снят по сценарию Назарова. Режиссер Ким Дружинин — автор "28 панфиловцев".