Жив ли рок-н-ролл в Казахстане

Отчет истории рок-н-ролла начинается с 12 апреля 1954 года, когда Билл Хейли записал знаменитую Rock Around The Clock. Правда, для Всемирного дня этого музыкального жанра была выбрана дата – 13 апреля
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

АСТАНА, 13 апр — Sputnik, Ксения Воронина. В Казахстане рок-музыка любого жанра остается неким "андеграундом". Хотя в стране есть несколько городов со своей рок-историей и крепким коллективом. Но популярных музыкальных команд во всем Казахстане можно пересчитать по пальцам, и сказать, что они "широко известны в узких кругах".

Самой известной казахстанской рок-звездой, как ни странно, называют Скриптонита, который вроде считается рэпером, но балансирует на грани двух жанров и все больше использует вокал и тяготеет к року.

Что общего между кобызом и драконами? Непростой концерт прошел в Астане
Как известно, рок-н-ролл вырос из другого жанра — ритм-н-блюза, который появился в 30-40-е годы прошлого века. Отличается "рок" от "блюза" более энергичным звучанием и другими характерными особенностями. Постепенно усложняясь и становясь жестче, рок-н-ролл породил тяжелый рок, а позже и хэви-метал, и другие более экстремальные жанры.

Ежегодно в мире проходят тысячи рок-фестивалей, самые крупные из них собирают до 800 тысяч зрителей. И, несмотря на некоторый кризис жанра и известную фразу "рок-н-ролл мертв", дела обстоят не так уж плохо.

Рок-столицы Казахстана

Главными рок-городами страны считаются Алматы, Караганда и Павлодар.

Южная столица Казахстана — крупнейший и один из самых музыкальных городов. Здесь есть свой "Арбат" и так называемая "движуха".

Песни, пляски, рок-н-ролл: "Би-2" и "Мумий Тролль" выступили в Астане
Здесь проходят несколько крупных музыкальных фестивалей — гораздо скромнее, чем в соседней России, но со своей аудиторией и командами, приезжающими со всего Казахстана.

также почитается рок-фанатами и "киноманами" благодаря тому, что именно здесь в 1988 году казахстанский режиссер Рашид Нугманов на студии "Казахфильм" снял культовый фильм "Игла" с музыкантами Виктором Цоем из группы "Кино" и Петром Мамоновым из "Звуки Му".

Главные события развивались в тогдашней Алма-Ате, а также на Аральском море.

Пройтись по "цоевским местам" считают своим долгом все рок-фэны. В 2016 году алматинские фотографы Мария Видяева и Диана Хантер сделали фотопроект "По следам Цоя в Алма-Ате". Девушки распечатали узнаваемые кадры из фильма и отправились "по адресам".

В маршрут попали Парк 28-ми гвардейцев-панфиловцев, дворик на улице Желтоксан, 117, здание на улице Тулебаева, 78, жилой дом по улице Валиханова, 56 и третий подъезд в доме 77 по улице Назарбаева (бывшая Фурманова).

Другой известной алматинской рок-н-рольной достопримечательностью является "лавочка The Beatles" в парке Кок-Тобе. Здесь установлен памятник ливерпульской четверке — музыканты сидят на лавочке, а из динамика рядом нон-стом доносится легендарного коллектива. Памятник открыли в 2007 году. Творение скульптора Эдуарда Казаряна до сих пор критикуют, однако это не мешает ему быть туристической достопримечательностью.

Памятник группе The Beatles, установленный в Алматы

Памятника Виктору Цою в Алматы пока нет, хотя скульптор Бахытбек Мухамеджанов уже представил свой вариант и сейчас ведутся поиски места для его установки. Зато в 2017 году память Цоя увековечили в Караганде, благодаря фонду казахско-корейской дружбы "Ер Нур & Ника". Открытие состоялось в День шахтера, тогда же прошел концерт-трибьют группы "Кино".

Памятник Виктору Цою в Караганде

 — город шахтеров и металлургов, людей серьезных, занятых тяжелым трудом. Возможно поэтому рок-музыка пользуется здесь любовью. Благодаря географической близости к России, в Караганду довольно часто приезжают известные российские музыкальные коллективы.

Несмотря на близость к России, Павлодар считается городом, где рок начали исполнять на казахском языке. В 1997 году группа "ППШ" — написала песню "Эй, балалар". В сравнительно небольшом городе высокая концентрация рок-коллективов, которые внесли значительный вклад в историю казахстанской рок-музыки.

Взгляд изнутри: LampЫ зажигают

Рок и рок-н-ролл − это музыка, которая должна звучать вживую. Именно по тому, насколько музыканты умеют выступать, "заводить" и "держать" публику, определяется их мастерство, харизматичность, что и приносит любовь публики. В последнее время очень ярко о себе заявила алматинская команда "LampЫ Orchestra", которая 13 апреля, в свой, так сказать "профессиональный праздник", даст року в Астане.

ЛампЫ Orchestra

Памятник Виктору Цою появится в Алматы
Группа активно гастролирует — в основном по клубным площадкам, снимают веселые видео. По энергетике их сравнивают то с "Ленинградом", то с "Гариком Сукачевым".

Перед столичным концертом лидер группы Виктор Ким ответил на вопросы Sputnik Казахстан.

- Как вы считаете, Казахстан — рок-н-рольный?

— Не очень. С одной стороны, у нас много команд, которые "сидят в подвальчиках", и что-то делают, двигаются. Но самой культуры и массовой поддержки такой музыки нет. Нет площадок, нет тусовок, наверное, это ментальность. В прошлом году мы были на фестивале в Екатеринбурге, где весь город собирается на фестиваль, с утра музыканты играют на улицах, в кафешках, маленьких площадках, а вечером начинается грандиозный гала-концерт. Почему там люди к этому предрасположены, а у нас нет — я не знаю.

- О ваших живых выступлениях много хороших отзывов. Вы много импровизируете, делаете каверы?

— У нас сейчас плотный график, и мы стараемся показывать новый материал, и вот сейчас перед концертом в личку на Фэйсбуке пишут люди, просят конкретные песни, в том числе новые. Всегда взвешиваем, как лучше сыграть сегодня и сейчас для этой публики. Я бы хотел, чтобы людям нравились наши авторские песни, но они не совсем танцевальные. Поэтому у нас есть концепт группы — когда мы делаем кавер, но мы не "снимаем" его с оригинала один в один, а делаем в своем стиле, да еще и миксуем. Например, берем хит 89-го года "Музыка нас связала" и "смешиваем" со Scooter How much is the fish. Но в целом, я считаю, что нужно ориентироваться на настроение публики и площадку.