В понедельник мажилисмены "пожурили" министра образования и науки Казахстана Ерлана Сагадиева на правительственном часе за то, что учителям казахстанских школ приходится до сих пор вести классные журналы в двух видах – электронном и бумажном. Министр объяснил это инициативой самих учителей, которые в сохранность электронных данных до конца не уверовали, а потому сами напросились на бумажную волокиту – раз в четверть распечатывать, прошивать и заверять печатями ту информацию, которая хранится на сервере.
И самое смешное, что лично я верю главе министерства образования и науки – инициатива действительно могла идти снизу, не от всех подряд учителей, разумеется, а от их части. Которая решила перестраховаться на тот случай, если продвинутая электронная система МОН гикнется, заглючит, накроется медным тазом, даст сбой или еще каким-то образом и по какой-то причине закроет свободный доступ к электронным журналам. Или сотрет их вообще. И ведь самое смешное, что исключать такой возможности в принципе нельзя – железо есть железо, софт есть софт. И то, что может пережить (и переживал, и переживает, и будет переживать) наш учитель, никакая "Лаборатория Касперского" не смоделирует и в антивирусник не внедрит.
Ответ лежит на поверхности: "Конечно, Вася", как спел бы Валерий Сюткин. Те учителя и директора школ (а без инициативы последних, согласен, внедрение дублирования не обошлось), которые сейчас выступают за это двойное заполнение, просто много лет работают в нашей системе – и пытаются просчитать все, в том числе – и самые худшие варианты. Почему так уверена, что инициаторами дублирования выступают чаще всего именно директора школ – да просто потому что в массе своей они имеют за спиной многолетний опыт работы в этой системе. И знают прекрасно, кто именно окажется в ней зиц-председателем Фунтом в случае ее сбоя…
И ведь самое забавное, что каким бы ретроградством такой подход не отдавал, это ретроградство не просто имеет право на жизнь, оно полностью оправданно. Причем не только в школах: цифровизация ведь шагает не только по Казахстану, но и по планете семимильными шагами: наши с вами персональные данные, сведения о нашей с вами наличности, сведения о сделках, имуществе, рождении и смерти наконец – все это стремительно оцифровывается. А нам внушается мысль: на бумаге больше ничего хранить не стоит, все надежно зашифровано и покоится на жестких дисках, не собирая пыли и не боясь утраты.
Как по мне, так ретрограды правы в том, что электронные и бумажные носители информации должны существовать параллельно, подстраховывая друг друга: принцип Showmustgoon в этой жизни никто пока не отменял. И если электронная система вышла из строя – неважно, на пару минут или на пару месяцев, должна быть возможность восполнить ее сведения за счет бумажных носителей. Вот другой вопрос – должна ли эта "почетная" миссия по спасению информации ложиться на учителей, или все-таки "распечатывать, прошивать и заверять печатями" бумажные аналоги должны делать сторонние люди. Позволив учителям сосредоточиться на том, чем они и должны заниматься в принципе: учить детей.