Без фанатизма: возврат к исламу, очищенному от искажения

Руководитель РОО "Контртеррористический комитет", кандидат юридических наук, полковник Аманжол Уразбаев рассуждает о том, как повлияют кардинальные реформы в отношении прав женщин в Саудовской Аравии на религиозные взгляды в Казахстане
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Кардинальные реформы, которые в настоящее время проводятся в Королевстве Саудовская Аравия, вызывают живой интерес по всему миру. Мировые информационные агентства сообщают о процессе либерализации прав арабских женщин: от снятия запретов на вождение автомобиля, открытие бизнеса, посещение публичных мест и фитнес-клубов до службы в армии. 

Никабы и борода: какое наказание может грозить за "деструктивную" одежду
На фоне целенаправленного очернения ислама с привлечением мировых СМИ на протяжение последних 15-20 лет, в том числе когда "второсортность" женщин-мусульманок в арабских странах с подачи ортодоксальных салафитов, казалось бы, уже стала восприниматься как норма, эти новости стали настоящей сенсацией.

Сам процесс глобального реформирования запущен в Саудовской Аравии с апреля 2015 года, когда кабинет министров этой страны одобрил стратегическую программу "Saudi Arabia Vision: 2030" ("Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030").

Её представили как программу развития королевства, позволяющую стране стать образцом для всего мира. Как отмечают ее разработчики,  "программа гарантирует равные права и свободы всем подданным королевства, а также предусматривает меры по вовлечению женщин в общественную жизнь".

Саудовским женщинам разрешили не носить абайю
К слову, единственное послабление в отношении женщин Саудовской Аравии принималось ныне покойным королем Абдаллой Бен Абдель Азизом в сентябре 2011 года. Тогда было разрешено женщинам принимать участие в выборах в местные советы.

С приходом к власти Салман Бен Абдель Азиз Аль Сауда, который вскоре объявил, что наследным принцем является один из его сыновей — Мухаммад бен Салман − начинается время отсчета кардинальных реформ в саудовском обществе, поддержанных целой плеядой креативных молодых политиков, так называемых "младоаравийцев".

Наследный принц Мухаммад бен Салман, инициатор и главный разработчик реформ, заявил, что "мы считаем, что гарантированные в исламе права женщины Саудовской Аравии не получили". 

Его слова стали беспрецедентным вызовом салафитскому (ваххабитскому) духовенству, которое, как известно, отводит женщине второстепенную роль во всех сферах жизни. Принц в публичном выступлении на конференции (октябрь, 2016 года) рассказал о жестком противостоянии с высшим религиозным духовенством, "которые искаженно трактуя ислам, блокируют предоставление женщинам прав, гарантированных исламом".

Женщинам в Саудовской Аравии разрешили служить в армии
Между тем эксперты отмечают, что слово "ислам" и производное от него "исламский" употребляются в тексте программы полтора десятка раз. Однако в документе подразумевается не ваххабизм, в настоящее время являющийся официальной религией Саудовской Аравии, а ислам "умеренный", т.е.  "курс Саудовской Аравии – васатыйя" (араб. "васат" – без крайностей,  середины" – прим. авт.)

Другими словами, не ограничиваясь глобальным реформированием экономики, политики, культуры, принц Мухаммад Бен Салман призывает вернуться к толерантному исламу, лишенному нетерпимости. При этом он подчеркивает, что "мы были раньше не такими. И мы сейчас возвращаемся к тому, на чем мы стояли, – к исламу, открытому всем религиям, традициям и народам. Мы хотим жить естественно – в соответствии с принципами нашей толерантной религии, с нашими добрыми обычаями и традициями". 

Его заявление повергло в шок салафитское духовенство.

"Я не террорист!": курьез произошел с бородатым американцем на Хоргосе
В понимании "младоаравийцев" возвращение к толерантному исламу, открытому миру предполагает и борьбу против экстремизма. Они прекрасно осознают, что объектом этой борьбы является и саудовский ваххабизм.

На фоне таких позитивных новостей ещё более непонятным становится стремление псевдосалафитов копировать ортодоксальные заповеди в условиях Казахстана. Ведь вышеперечисленные права и свободы, которые как великое благо восприняты в саудовском обществе, испокон веков естественны для любой казахстанской женщины.

Более того, женщина в казахской степи всегда была свободна в принятии решения. Достаточно сделать небольшой экскурс в историю, чтобы убедиться в этом: от царицы Томирис до Маншук и Алии. А сколько знаменитых женщин воспето в казахских сказаниях и песнях? Не многие народы могут похвастаться подобным.

Почему боевики и члены их семей массово возвращаются из Сирии в Казахстан
Однако сегодня, в XXI веке мы почти ежедневно читаем о десятках брошенных наших соотечественниц, которые не знают даже, от кого из "братьев-салафитов" они родили детей. Приверженцы деструктивных течений,  мотивируя сказками о "чистом исламе", на наших глазах превращают женщин в средство для утех, отрывая от общества, насаждая мракобесие ваххабизма.

Поэтому хотелось бы, чтобы позитивные реформы в отношении искоренения насильственного экстремизма, прикрывающегося религией, воплотились в реальность на родине ислама. Тогда и наши заблудшие адепты различных деструктивных течений смогли бы вернуться к чистой вере, вере Души и Сердца, которые наши великие предки пронесли сквозь века. Без фанатизма.