Кардинальные реформы, которые в настоящее время проводятся в Королевстве Саудовская Аравия, вызывают живой интерес по всему миру. Мировые информационные агентства сообщают о процессе либерализации прав арабских женщин: от снятия запретов на вождение автомобиля, открытие бизнеса, посещение публичных мест и фитнес-клубов до службы в армии.
Сам процесс глобального реформирования запущен в Саудовской Аравии с апреля 2015 года, когда кабинет министров этой страны одобрил стратегическую программу "Saudi Arabia Vision: 2030" ("Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030").
Её представили как программу развития королевства, позволяющую стране стать образцом для всего мира. Как отмечают ее разработчики, "программа гарантирует равные права и свободы всем подданным королевства, а также предусматривает меры по вовлечению женщин в общественную жизнь".
С приходом к власти Салман Бен Абдель Азиз Аль Сауда, который вскоре объявил, что наследным принцем является один из его сыновей — Мухаммад бен Салман − начинается время отсчета кардинальных реформ в саудовском обществе, поддержанных целой плеядой креативных молодых политиков, так называемых "младоаравийцев".
Наследный принц Мухаммад бен Салман, инициатор и главный разработчик реформ, заявил, что "мы считаем, что гарантированные в исламе права женщины Саудовской Аравии не получили".
Его слова стали беспрецедентным вызовом салафитскому (ваххабитскому) духовенству, которое, как известно, отводит женщине второстепенную роль во всех сферах жизни. Принц в публичном выступлении на конференции (октябрь, 2016 года) рассказал о жестком противостоянии с высшим религиозным духовенством, "которые искаженно трактуя ислам, блокируют предоставление женщинам прав, гарантированных исламом".
Другими словами, не ограничиваясь глобальным реформированием экономики, политики, культуры, принц Мухаммад Бен Салман призывает вернуться к толерантному исламу, лишенному нетерпимости. При этом он подчеркивает, что "мы были раньше не такими. И мы сейчас возвращаемся к тому, на чем мы стояли, – к исламу, открытому всем религиям, традициям и народам. Мы хотим жить естественно – в соответствии с принципами нашей толерантной религии, с нашими добрыми обычаями и традициями".
Его заявление повергло в шок салафитское духовенство.
На фоне таких позитивных новостей ещё более непонятным становится стремление псевдосалафитов копировать ортодоксальные заповеди в условиях Казахстана. Ведь вышеперечисленные права и свободы, которые как великое благо восприняты в саудовском обществе, испокон веков естественны для любой казахстанской женщины.
Более того, женщина в казахской степи всегда была свободна в принятии решения. Достаточно сделать небольшой экскурс в историю, чтобы убедиться в этом: от царицы Томирис до Маншук и Алии. А сколько знаменитых женщин воспето в казахских сказаниях и песнях? Не многие народы могут похвастаться подобным.
Поэтому хотелось бы, чтобы позитивные реформы в отношении искоренения насильственного экстремизма, прикрывающегося религией, воплотились в реальность на родине ислама. Тогда и наши заблудшие адепты различных деструктивных течений смогли бы вернуться к чистой вере, вере Души и Сердца, которые наши великие предки пронесли сквозь века. Без фанатизма.