АСТАНА, 7 мар — Sputnik, Сергей Ким. Китай в очередной раз увеличивает расходы на оборонные нужды – в этом году Поднебесная потратит 175 миллиардов долларов, что на 8,1% превышает прошлогодний военный бюджет.
Sputnik Казахстан поинтересовался у политолога Константина Сыроежкина – что это значит для других стран и чем вызвано регулярное повышение таких затрат.
- Китай намерен увеличить расходы на "оборонку" на 8,1% — до 175 миллиардов долларов. Что это значит для передовых государств мира?
- Какие существуют объективные предпосылки для того, чтобы каждый год повышать расходы на оборону?
— Цены растут на оружие. Все понятно же. Цены растут, расходы растут, все растет.
- Для сравнения: Россия заложила в годовой военный бюджет 46 миллиардов долларов, а США 700 миллиардов. Разве Китай не имеет возможности приблизиться к США по уровню расходов на оборонные нужды уже сейчас?
— А зачем? Ему это не надо. Есть возможность, но зачем? Китай тратит ровно столько, сколько ему нужно. Потом надо же смотреть – в Китае немного по-другому военный бюджет составляется, не так, как в США. Там не все вносится в собственно военный бюджет, потому что расходы на вооружение идут отдельной статьей и так далее.
- Китай активно модернизирует и армию, и оборонную промышленность, как к этому относятся его соседи?
— Есть критика. Соседи нервничают, что расходы на оборону повышаются. Ну и пусть нервничают, какие проблемы? Китай ни с кем воевать не собирается, в отличие от Соединенных Штатов, в свои "враги" он никого не включает.
- Насколько у китайцев имеет место так называемое "имперское сознание"? Это качество — правда, несколько стереотипное — им присуще?
- Военные расходы Китая растут вместе с ростом экономики. Власти Поднебесной ожидают инфляции в этом году на уровне 3%, при том что фактически в прошлом году она чуть превысила 1,5%. Хорошая ли для нас эта новость? Можно ли нам ожидать ускорения по линии совместных проектов?
— Никто не отменял "Один пояс – Один путь". Процесс идет. Все деньги, которые были запланированы, почти выделены, во всяком случае, если говорить о Казахстане.
- Кстати, как думаете, не опасается ли китайская сторона, что часть инвестиций, направленных в рамках общих проектов, осядет в карманах казахстанских чиновников?
— Опасаются. Ну а что сделаешь. Опасайся, не опасайся − не могут же они сажать наших коррупционеров.
- Как известно, сейчас в Китае очень остро стоит проблема старения населения и сейчас обсуждается возможность рожать третьего ребенка…
- Но я к другому – не означают ли экономические успехи Китая тот факт, что критическая перенаселенность этого государства это дело времени, и есть ли такая возможность, что Китай когда-нибудь возьмет курс на освоение новых территорий?
— Понимаете, Китай резко стареет и вымирает, рост населения практически прекратился. Но это тоже один из мифов… Если и говорить о государстве, которому нужны новые территории, это Индия. Население больше, чем в Китае, бедных раза в два-три больше, а территория меньше. Да, Китай стареет, но что поделаешь. Семьям можно обзаводиться хоть двумя, хоть тремя детьми – но не хотят рожать женщины больше одного. Потому что, во-первых, это уже привычка, а во-вторых, это дорого.
- Китайская угроза для центральноазиатских стран в долгосрочной перспективе – это миф или реальность? Помните, опасения некоторых казахстанцев и "земельные митинги"…
— В очереди за землей много китайцев стояло? Их вообще не было. У нас многое, связанное с Китаем, преувеличивается. Есть угрозы, безусловно, они существуют. Но не надо приписывать Китаю то, чего он не хочет и не будет делать. А у нас пытаются приписать…, все это страшилки, мифы.