Сатпаев: снизили налог для бедных - можно повысить для богатых

Sputnik Казахстан поговорил с известным политологом Досымом Сатпаевым, который рассказал, как еще можно пополнить бюджет, кроме увеличения налоговой нагрузки на богатых.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

АСТАНА, 5 мар — Sputnik, Сергей Ким. Ожидаемое с конца прошлой недели выступление Нурсултана Назарбаева на заседании палат парламента оказалось все-таки очень неожиданным. Президент предложил снизить налог для казахстанцев с низкой зарплатой в десять раз — до 1%, внедрить ипотеку с 7-процентной ставкой и увеличить количество студентов, обучающихся бесплатно, сразу на треть.

О президентских инициативах Sputnik Казахстан поговорил с известным политологом Досымом Сатпаевым, который рассказал, как еще можно пополнить бюджет, кроме увеличения налоговой нагрузки на богатых.

- Новые социальные инициативы президента Назарбаева. Почему именно сейчас – так неожиданно, а не в послании народу Казахстана, например?

Пять инициатив Назарбаева: чего ожидать казахстанцам?
- Многие инициативы, которые президент озвучивает, он делает определенными частями, не укладывая в какой-то отдельный документ. Но если речь идет о послании, то оно больше стратегическое, а те инициативы, которые были озвучены сегодня, имеют характер конкретного, тактического уровня. И, в первую очередь, они направлены на простого казахстанца, потому что и послание, и "Стратегия 2050" с подпрограммой "Стратегия 2025" больше рассчитаны на специалистов – чиновников и экспертов, у которых может быть время и желание прочитать эти документы, написанные тяжелым языком. А что касается сегодняшних инициатив, в их целевую аудиторию входит большинство казахстанцев, потому что любого они касаются.

Политолог Досым Сатпаев

- "Нам надо было накопить силы и средства, и вот время, кажется, подошло", — сказал президент, предваряя новые инициативы. Как думаете, по каким признакам подошло время?

— Я думаю, это больше был политический ход, чтобы обосновать появление этих социальных инициатив. Мне кажется, причина их появления была другая – скорее всего, наша власть, наконец, стала понимать, что уже почти 10 лет прошло с момента начала финансового кризиса, и за эти годы в Казахстане возникли проблемы у многих простых казахстанцев с точки зрения падения их уровня жизни и сокращения источников дохода. Чтобы "дракон" не вырвался наружу, властям необходимо предпринимать определенные меры, чтобы простые казахстанцы почувствовали о себе заботу.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев

- Конечно же, привлекает внимание снижение налоговой нагрузки до 1% для граждан, зарабатывающих меньше 25 МРП в месяц, то есть это люди с зарплатой меньше 60 125 тенге. Как бы вы оценили такую щедрость государства, учитывая, что 9% рост дохода этих людей (10% — 1% — прим.)  это всего 5,5 тысячи тенге?

Роскошь — сестра порока, или Размышления о пышных торжествах
- Как вы правильно заметили, дьявол кроется в деталях. Многие люди навряд ли от этого что-то получат с точки зрения большого бонуса. Потом, многие представители уязвимых слоев населения – это не только пенсионеры, самозанятые и безработные. Это люди, работающие в бюджетной сфере – в образовании и здравоохранении. Мне кажется, что мы постоянно сталкиваемся с очень большой проблемой. В том плане, что все эти бонусы со стороны государства потом съедает инфляция. А если еще государство будет проводить очередную девальвацию национальной валюты…

- Я посчитал, сколько бюджет недополучит налогов – 11 миллиардов тенге, при том, что все 2 миллиона упомянутых в выступлении президента человек получали бы зарплату в 25 МРП. Понятно, что цифра совершенно неточная и стремится в сторону уменьшения. Но она показывает, по крайней мере, что речь может идти о миллиардах тенге "недополученных" налогов. Следует ли нам ждать логического продолжения – увеличения налоговой нагрузки для богатых, дабы восполнить эту брешь?

— В принципе, да. По логике вещей, если следовать дальше всем заявлениям, было бы логично такой налог ввести, тем более о необходимости введения налога на роскошь разговоры идут чуть ли не с начала 2000-х, и многие страны мира его уже ввели. В ЕС лидером в этом вопросе является Франция, у которой очень жесткое налоговое законодательство для богатых людей. Это привело к тому, что многие богатые французы активно стали уезжать в другие страны – если помните Жерара Депардье и его странные перемещения.

Сатпаев: быть министром в Казахстане – неблагодарная работа
Но мне кажется, здесь должна быть и другая инициатива: сокращение расходов на государственный аппарат. Если внимательно проанализировать, сколько денег мы тратим на содержание госаппарата, сколько денег уходит на эти многочисленные премии, бонусы, нецелевые расходы… Я думаю, что мы могли бы сэкономить колоссальную сумму, способную пойти на более полезные вещи. Поэтому, мне кажется, что если мы и можем на чем-то сэкономить, то если проведем хороший аудит и найдем очень много возможностей для сокращения расходов как на содержание бюрократического аппарата, так и на его сокращение. И второй источник наших потенциальных доходов – квазигосударственные компании и национальные компании.

Это очень большие "черные ящики", очень много "скелетов в шкафу", в том числе и финансовых. Я думаю, многие квазигосударственные структуры, по сути, изжили себя. И на их содержание мы тратим много денег, а их экономическая эффективность очень сомнительна.

- Ипотека по схеме "7-20-25". Разве это не то, чего многие ждали от государства на протяжении долгих лет?

— Для многих казахстанцев даже эти мягкие условия будут казаться сложными. В том-то и проблема — не все могут позволить эту ипотеку даже по таким условиям. Мне кажется, сейчас государству необходимо не меньше времени уделять созданию таких экономических условий, при которых уровень жизни основной массы казахстанцев поднимался бы довольно интенсивно, активно и охватывал все возможные социальные слои. Если этого не произойдет, то, возможно, все эти "пряники" никому не будут нужны.

- "Национальному банку нужно создать специальную компанию, которая привлечет не менее 1 триллиона тенге" – цитата президента об обеспечении новой ипотечной системы. Единственное, непонятно, кто понесет риски в случае накопления плохих активов? Или об этом еще рано говорить?

Мухамедиулы заявил о непрозрачном финансировании спорта "Самрук-Казыной"
- Опять же – сейчас пытаются создать очередной "кошелек", где накапливались бы определенные ресурсы для поддержки очередной инициативы государства. Мне кажется, создается механизм, где есть риск злоупотреблений. Необходимо, чтобы подключились экономисты, которые внимательно изучили бы все эти инициативы, ясно увидели бы, есть ли здесь чье-то лобби, — может быть, кто-то преследует корпоративные интересы, — и четко, понятно объяснили бы гражданам Казахстана: выиграют ли они от этого или нет.

- Увеличение грантов для абитуриентов — может ли привести эта мера к среднестатистическому снижению уровня знаний обучающихся бесплатно либо шаг позитивный и количество когда-нибудь перерастет в качество?

— В принципе, система образования и научная сфера в Казахстане давно нуждается в апгрейде. Что касается самого качества образования – по сути, оно у нас как было на довольно низком уровне, так и остается. Да, мы можем увеличить количество студентов на грантах, но нас же интересует, кем они выйдут после завершения учебы, нужны ли они существующему рынку труда, или тому рынку труда, который будет через 5-10 лет. Я думаю, это ключевой вопрос. Да, мы построим общежития, создадим условия лучше для студентов. Но то образование, которое сейчас они получают, завтра приведет к увеличению количества новых безработных, самозанятых, правильно? То есть людей, которые не нужны на рынке труда, и, в принципе, в профессиональных нишах. Я думаю, это самая большая проблема, которую надо решать государству в том числе.