Болезнь "Трех билбордов…"

Ровно через сутки мир узнает имя лучшего фильма 2017 года по версии американских киноакадемиков, по версии "Оскара". И будут споры, и будут "тяжбы", и будут охи, что "Оскар"-де уже не тот. И даже победа главного фаворита и самого сильного фильма из подборки не приведет к единодушию в оценках.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Сама церемония начнется в 7 утра понедельника по времени Астаны. Вести ее второй год подряд будет Джимми Киммел, чей конферанс в 2017-м увенчался грандиозным скандалом: Уоррен Битти умудрился назвать не тот фильм лучшим, чем сконфузил буквально всех. Злые языки говорили, что актера-ветерана специально подставили, так как интерес к "Оскару" снижается, и нужен взрыв. Теперь же зрители будут ждать церемонию с нетерпением, аудитория возрастет – в надежде, что неординарная ситуация случится вновь. Как любитель кино и комментатор "Оскара" на казахстанском телевидении, надеюсь, что прошлогодний кошмар не повторится.

"Три билборда…" и фунт лиха
В списке претендентов на победу в главной номинации − "Лучший фильм" − девять картин. Подборка, откровенно говоря, не самая выдающаяся. И трудно однозначно судить, это 2017-й получился не слишком урожайным, или невидимая разнарядка вновь сыграла свою роль.

Вообще увеличение числа номинантов в самой престижной категории с пяти до девяти несколько лет назад существенно размыло стандарт качества, само понятие "оскаровский фильм". Как минимум, четыре киноленты из ныне представленных являются, в принципе, проходными. Их можно посмотреть ради общего образования, но в истории кино они вряд ли останутся. Что касается "разнарядки"… По негласному правилу или, скорее, примете, в номинации должны быть…

Американский инди-фильм. Независимое малобюджетное кино всегда представлено в главной номинации. И никогда не побеждает. Это милые, неспешные, занятные, разговорные картины на любителя, которые оставляют теплое, чуть грустное послевкусие и демонстрируют, что коммерция еще не съела кинематограф со всеми потрохами. "Манчестер у моря", "Комната", "Отрочество", "Небраска"… В нынешнем году – "Леди Берд". Очаровательная мелодраматичная комедия Греты Гервиг о выпускнице из Сакраменто, мятущейся и непостоянной, и ее трогательно-сложных взаимоотношениях с матерью. У фильма еще четыре номинации: у исполнительницы главной роли Сирши Ронан, второстепенной – Лоры Меткаф, сценариста и режиссера Гервиг. Вряд ли "Леди Берд" получит хоть одну статуэтку.

"Скрюченный домишко": ретро-детектив с актуальным смыслом
Военная драма. Опять-таки из серии must be. Если военная составляющая отсутствует, то просто историческая драма. Но в 2018-м дела в порядке и с тем, и с другим. За войну отвечает "Дюнкерк" Кристофера Нолана, за историю – "Темные времена" Джо Райта (частично тоже о Дюнкерке). Нолан в кои-то веки снял реалистичное кино, а Райт – снова ординарное. Парадокс в том, что "Дюнкерк" при восьми номинациях получит от силы две технические статуэтки (за звук), а "Темным временам" при всей их "ординарности" и шести номинациях фактически гарантированы два "Оскара" — за лучшую главную мужскую роль Гэри Олдмену и за лучший грим.

Фильм о чернокожих в США и их проблемах. После скандала 2016 года, когда таких картин не оказалось вовсе (знаменитое обвинение "Оскар слишком белый"), в 2017-м главную номинацию насытили ими вдоволь. "Лунный свет", "Скрытые фигуры", "Ограды". В нынешнем году избытка не случилось – обязательную квоту выбирает фильм пограничного жанра "Прочь". Хоррор-триллер с занятной идеей, но, в целом, довольно посредственным исполнением. Когда он шел в прокате в мае прошлого года, никто его особо и не заметил. Даже и не вспомнить, когда хоррор-триллеры последний раз номинировались на "Лучший фильм". Первое, что приходит в голову, — "Молчание ягнят".

Первые кадры со съемочной площадки фильма "Томирис"
Драма на реальной истории – частной или государственного масштаба. "Лев", "В центре внимания", "Игра на понижение", "Вселенная Стивена Хокинга", "Филомена". Такой фильм найдется всегда. И, может быть, не один. В 2018-м – Стивен Спилберг с "Секретным досье". По кинолентам, выпущенным за последние годы, можно подробно изучить развитие газеты "Вашингтон Пост". Теперь сценарий посвящен публикации там "Вьетнамского досье". История сама по себе не слишком яркая, но все лучшие разобрали еще до Спилберга – привет тому же "В центре внимания". Мерил Стрип номинирована в фантастически-рекордный 21-й раз, Том Хэнкс обыкновенен, и, в целом, если вы не посмотрите эту картину, то ничего не потеряете.

Новые работы выдающихся мастеров современности. Прошлый год получился "голодным" для великих режиссеров. В нынешнем "Оскару" повезло с Полом Томасом Андерсоном и Гильермо дель Торо. Оба выпустили свои, мягко говоря, не лучшие фильмы, но этого хватило им, чтобы оказаться в главной и режиссерской номинациях. В последней победа дель Торо наиболее вероятна. В главной его "Форма воды" тоже котируется высоко, хотя удивительно, что же подкупило венецианское жюри и американских академиков в простенькой сказочке о Русалочке и Человеке-амфибии на фоне Холодной войны. "Призрачная нить" Пола Томаса Андерсона славна не столько сама по себе, сколько новой и, судя по всему, последней актерской работой Дэниэла Дэй-Льюиса, музыкой Джонни Гринвуда и чудесными костюмами, за которые фильм наверняка получит свой единственный "Оскар".

Российская картина "Нелюбовь" получила премию Сезар
Для меня в главной номинации ярко выделяются две картины. "Зови меня своим именем" — единственный фильм из всех девяти, который в Казахстане не был и не будет в прокате ("Леди Берд" должна выйти 15 марта). Лента Луки Гуаданьино – это почти позабытый жанр настоящего киноромана. Ты не смотришь кино – ты будто бы читаешь книгу, и, смотря на экран, сам пишешь ее строки. Если Андерсон и дель Торо – это мастера, то Гуаданьино – художник. К сожалению для себя, лента "Зови меня своим именем" лишена злободневности и актуальности, но она – кусочек настоящего искусства.

Главный же фаворит "Оскара" — "Три билборда на границе Эббинга, Миссури". Всего лишь третий фильм Мартина Макдоны и подлинный шедевр. Вряд ли ошибусь, если скажу, что большинство зрителей телетрансляции будут болеть за эту картину. Макдона говорит об очень простых вещах максимально изобретательно и прямо. Тот редкий случай, когда главная героиня не вызывает эмпатии (практически гарантированный "Оскар" Френсис Макдорманд), а персонаж, отторгавшийся за один свой вид, подвергается перерождению (практически гарантированный "Оскар" Сэму Рокуэллу). Макдона придумал (практически гарантированный "Оскар" Мартину за лучший оригинальный сценарий) и рассказал удивительную историю о неочевидности таких понятий, как добро и зло, о побочных эффектах, казалось бы, праведной мести, о том, как по-разному могут раскрываться люди, в зависимости от обстоятельств. Искренне надеюсь, что "Три билборда…" — самый сильный фильм из всех девяти – получат главную награду. Учитывая спорные решения последних лет, в таком исходе есть сомнения. Но иное решение академиков будет выглядеть очень и очень странно.