Мы любим праздновать, не правда ли?
В Казахстане есть два государственных праздника из перечня главных, в путанице смыслов которых сам черт ногу сломит. 1 мая – День единства народа Казахстана (отмечается с 1996 года) и 1 марта – День благодарности (отмечается с 2016 года).
Как бы предполагается, что автор с фамилией Ким, то ли просто казахстанец, то ли казах корейского происхождения, будет писать к этому дню что-то про вагоны для скота, набитые перепуганными людьми в 37-м, страшные тысячи километров, омытых слезами его бабушек и дедушек, и мандельштамовское содрогание еще за четыре года до этого про "тараканьи смеющиеся усища" и "широкую грудь осетина".
Но я не хотел бы повторять уже сказанное и давно известное. Сегодня соцсети итак запестрят историями, рассуждениями на тему, искренними и не очень откровениями и признаниями.
Поговорим-ка лучше о сути праздника-близнеца, увидевшего свет спустя 20 лет после рождения первенца.
Давайте не будем лукавить. День благодарности – это день благодарности "пришельцев" и их потомков казахам. И я, конечно, только за. Благодарен. Но у меня есть запоздалый вопрос к государству в лице "праздничных креативщиков".
Задам вопрос, а после шизофренически попытаюсь на него ответить самостоятельно, так как надежда, что креативщики на службе государства прочтут это несколько натужное высказывание, крайне низка.
Самое время вспомнить несколько позабытого философа и культуролога Михаила Бахтина, труд которого о природе карнавального смеха и, в том числе, праздников стал когда-то значимым не только в СССР, но и в европейских странах, что само по себе, как говорится, не абы что. Не удержусь от пары цитат.
"Никакое "упражнение" в организации и усовершенствовании общественно-трудового процесса, никакая "игра в труд" и никакой отдых или передышка в труде сами по себе никогда не могут стать праздничными. Чтобы они стали праздничными, к ним должно присоединиться что-то из иной сферы бытия, из сферы духовно-идеологической. Они должны получить санкцию не из мира средств и необходимых условий, а из мира высших целей человеческого существования, то есть из мира идеалов. Без этого нет и не может быть никакой праздничности", — писал Бахтин.
"Официальные праздники средневековья – и церковные и феодально-государственные – никуда не уводили из существующего миропорядка и не создавали никакой второй жизни. Напротив, они освящали, санкционировали существующий строй и закрепляли его. Связь с временем стала формальной, смены и кризисы были отнесены в прошлое. Официальный праздник, в сущности, смотрел только назад, в прошлое и этим прошлым освящал существующий в настоящем строй".
Таким образом, Бахтин противопоставлял свойственную человеку как виду "бессознательную ритуальную"необходимость праздника, и суть празднеств иного сорта, регулируемых государством или церковью. Полезное умозаключение – содержание многих современных государственных праздников, и не только Казахстана, становится объяснимым.
А новый праздник 1 марта – и подавно понятен.
А как иначе чиновникам ненавязчиво сформулировать высказывание о признательности кому бы то ни было? Праздник – удачный формат. Он, даже не закрепленный в условных народных рефлексах выходным днем, хороший ежегодный инфоповод и исторически оправданная точка выхода идеологов к слушателям.
И вот, они выходят. 1 мая: "как здорово, что все мы здесь сегодня собрались"; 1 марта: "как здорово, что все мы здесь сегодня собрались – нам есть давно кого сейчас вслух благодарить".
Согласно этой логике, Первомая было недостаточно. Что это за "единство народа", когда хочется благодарить один из народов, да неудобно – это же про единство праздник, а, значит, про осторожное равенство. Вот 1 марта – пожалуйста, повод другой. Хороший и удобный – да и праздник хороший и удобный получается.
Единственная претензия.
Думается мне, когда простая человеческая благодарность отпечатывается государством в утвержденном им формате, как когда-то отпечаталась идея участия нацменьшинств в госуправлении в Ассамблею народа Казахстана, велика вероятность, что она, благодарность, станет некой исполняемой механически формальностью, так как все, чего касается государство, оказывается в группе такого риска. Благодарность у зрелых людей это, вроде бы, дело интимное, в побуждении и транспарантах не нуждающееся.
В любом случае, День благодарности – не хуже Дня благодарения, несмотря на то, что не оброс пока традициями — всяческими индейками под клюквенными соусами. Мы, в отличие от американцев и канадцев, благодарим конкретных людей и народ, а не Провидение, когда коренное население Америки лишь вскользь, на бегу. Впрочем, признаю, это мое умозаключение порочно, пошло, несвоевременно и от недостатка кругозора – ищущие да обрящем мы своих индеек, а американцы с канадцами благодарят кого хотят – их право.
Поздравляю.
Точнее, благодарю, что могу делать в любой день года.
И вам того желаю.