АСТАНА, 21 фев — Sputnik. Почему в Казахстане тормозится реализация государственного проекта по предупреждению и профилактике суицидов среди детей, поинтересовался депутат фракции "Нур Отан" Артур Платонов в своем депутатском запросе на имя заместителя премьер-министра Ерболата Досаева.
Он отметил, что 2018 год начался чередой самоубийств среди детей.
"Погибает 10-летняя девочка в Темиртау. Позже, учащаяся 7 класса средней общеобразовательной школы № 23 Караганды, предположительная версия — вовлечение в сетевую игру. Со слов родителей и учителей обе девочки были очень жизнерадостными, хорошо учились, одна из них занималась спортом. 10 февраля в Шымкенте покончил с собой 16-летний подросток. Сестра отметила, что в день трагедии просил у нее деньги, для старшеклассников. Расследованием трагедий занимаются правоохранительные органы. Но проблемы — не только в юридической плоскости, а гораздо глубже", — считает Платонов.
"Уровень завершенного суицида по стране среди детей школьного возраста и учащейся молодежи составил 5 случаев на 100 тысяч детей указанных возрастных групп. В возрасте 15-17 – показатель почти в трое выше, 14,8 случаев", — привел он данные.
В Казахстане представлен государственный проект по предупреждению и профилактике суицидов, внедренный республиканским научно-практическим центром психиатрии, психотерапии и наркологии министерства здравоохранения.
Программа содержит в себе три этапа: информационный, обучающий и превентивное выявление групп риска.
В апреле 2017 года, был утвержден протокол национального координационного совета по охране здоровья при правительстве "О Дорожной карте по профилактике суицидального поведения детей и подростков до 2019 года", в рамках которого акиматам областей, Астаны и Алматы необходимо было учесть предполагаемые расходы, в местном бюджете.
"Анализ мониторинга показал, что в ряде регионов проведен либо один, либо второй этап обучения, а в некоторых регионах обучение по данной проблеме с учетом проведенных исследований и научно-обоснованных программ превенции суицидов вообще не проводилось", — подчеркнул Платонов.
Сложившееся в обществе неправильное мнение о суициде и психическом здоровье, имеет место и среди специалистов, призванных внедрять программы превенции суицидального поведения, что вызывает значительные трудности по осуществлению проекта, и наблюдается в некоторых регионах недостаточное межведомственное взаимодействие при решении поставленных задач со стороны управлений образования и здравоохранения.
"Также необходимо определить местными исполнительными органами координатора по межведомственному взаимодействию между представителями образования и здравоохранения, т.к. допускается несогласованность действий. К примеру, школьными психологами выявленные дети "группы риска" с высоким риском суицидального поведения, и соответственно нуждающихся в помощи и лечение в стационарах соматического профиля. Однако, эти показания зачастую не учитываются, и подростки не госпитализируются", — заметил депутат.
Он также попросил обеспечить информирование общественности о действующих телефонах доверия, государственной форме поддержки, в том числе, о специальных социальных услугах несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.