АСТАНА, 9 фев — Sputnik. Фраза президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, обращенная в пятницу на расширенном заседании правительства к министру труда и социальной защиты Тамаре Дуйсеновой — "Ты устала на этой работе?" — по ходу заседания плавно распространилась на почти весь кабинет министров и на не входящий в его состав Национальный банк Казахстана.
"Они (самозанятые) не платят налогов, не участвуют в накопительной пенсионной системе, короче говоря, находятся в тени. Я неоднократно на протяжении как минимум пяти лет говорю об этом. Давал конкретные поручения. Однако ими никто предметно не занимается. Министру (труда и соцразвития) Дуйсеновой я много раз говорил. Что случилось, Тамара, скажи? Или ты устала на этой работе?" — сказал президент.
От Минтруда — к Минфину, от намеков — к последним предупреждениям
Риторический вопрос с прозрачным намеком на смену караула самозанятых оказался довольно мягкой формой выражения недовольства президента деятельностью отдельных структур кабмина. К тому же он был тут же "самортизирован" вице-премьером Ерболатом Досаевым, заявившим о готовности правительства ввести систему обязательного социального медицинского страхования в Казахстане на год раньше, не с 2020-го, а с 2019 года. После чего в картине деятельности социального блока правительства установилась видимость паритета: да, с поручением по самозанятым пять лет не справляются, зато с ОСМС разберутся раньше срока.
"Я тебе делаю второе замечание. Третье может быть последним. Работай", — заявил президент.
И тут же проиллюстрировал причины своего недовольства бюджетной щедростью Минфина на примере казахстанских автодорог, подведомственных министерству по инвестициям и развитию. На которые тратятся, по его мнению, огромные деньги, а качество их от этого не улучшается: президент вспомнил в связи с этим типовые проекты детских садов, которые в Казахстане, по его мнению, в свое время напоминали дворцы.
Жалко денег — и времени
Собственно, недовольство президента сводилось, говоря грубо, к несоразмерности затрат чиновников всех уровней на свою работу ее результатам на выходе. Под затратами Назарбаев подразумевал не только финансы, но и время и силы, потраченные на тот или иной проект: по его признанию, ему самому в этом плане есть о чем жалеть.
И все же финансы в нынешние кризисные времена стоят в этом списке на первом месте, а потому самой жесткой критике на заседании подвергся Национальный банк Казахстана. Глава которого — Данияр Акишев — прибыл на заседание с надеждой заручиться поддержкой ноль первого на жесткие меры в отношении банков, скрывающих качество и состав своих ссудных портфелей, поддержку эту получил — но вместе с нагоняем за то, что не поднял этот вопрос ранее.
"Что спасибо?! Ты давно должен был это сделать, привнести предложение", — отрезал Назарбаев в ответ на благодарность Акишева за поддержку его идеи о наделении Нацбанка полномочием по полному мониторингу коммерческих банковских структур со стороны регулятора в любое время и без объяснения причин.
Кредиты банкам и кредит правительству
А коммерческим банкам президент посоветовал не рассчитывать больше на то, что государство будет в форс-мажорных ситуациях "поддерживать штаны" их акционеров.
Государственная поддержка банкам второго уровня теперь будет оказываться только на возвратной и краткосрочной основе, под проценты — в общем, БВУ теперь в отношениях с государством окажутся в роли своих заемщиков. Судя по всему, правительство уже в такой роли оказалось: 9 февраля ему был выдан очередной кредит доверия, но с перечисленными выше последними предупреждениями. И с предложением "на пальцах" объяснять населению выгоды цифровизации экономики — с получением этих самых выгод в реальности, а не на словах…