Чем измерить безопасность и эффективность противодействия терроризму? Похоже, авторы новой "антитеррористической" программы вновь столкнулись с этой дилеммой, потому что, с одной стороны, ответить на поставленный автором этих строк вопрос можно неприхотливо: конечно же, количеством предотвращенных и непредотвращенных терактов. С другой стороны, и это очевидно на уровне аксиомы, пальба алматинского стрелка или на нападение на войсковую часть в Актобе — лишь верхушка айсберга, отголосок какого-то большого процесса, постоянно стремящегося выскользнуть из-под фокуса внимания и наверняка тем самым пугающего ответственных за мирное небо над головой.
Новая госпрограмма разрабатывалась КНБ, в отличие от предыдущей, сделанной генпрокуратурой. И, надо признать, она более конкретна – то ли соотношение физиков и лириков в Комитете оправданнее, то ли элементарно "точка отпляса" имелась – все-таки программа "употребить до 2017 года" наверняка была перед глазами.
Один из главных моментов — для реализации новой госпрограммы 2018 — 2022 разработчики заложили почти в три раза большую сумму, чем в аналогичную госпрограмму 2013 — 2017 годов. "Почти" – это в приблизительные 2,7 раза. Самое время перейти к конкретике.
Объем финансирования новой программы (исходя из неодобренного окончательно проекта) 286 миллиарда 981 миллионов 100 тысяч тенге.
Впрочем, стоит отметить два факта, которые могут несколько изменить это соотношение. Во-первых, финансирование наверняка будет скорректировано при формировании годовых бюджетов, как это и произошло с госпрограммой, завершившейся к 2017 году. По некоторым данным, расходы на нее могли снизить по некоторым годам до двух, а то и трех раз. Во-вторых, пока неизвестно, в каком виде будет принят новый антитеррористический "план действий" и не сократят ли сумму сразу, до выхода в люди.
Кроме того, нельзя не упомянуть еще и то, что огромную сумму может оправдывать то, что к госпрограмме планируется подключить все министерства, областные акиматы (в том числе и два городских – Астаны и Алматы), КНБ, Генпрокуратуру, Службу внешней разведки и прочие органы.
А вот данные по попыткам выезда за рубеж и, что примечательно, статистика зеркальна предыдущей: "за последние четыре года не допущен выезд в зоны террористической активности 440 рекрутов-казахстанцев (2014 год – 136, 2015 год – 151, 2016 год – 91, 2017 год – 62)".
О чем могут говорить эти две расходящиеся в системе координат выкладки? Например, о том, что стимул ехать в другие страны у потенциальных террористов может замещаться какими-то другими задачами внутри страны.
Ну а теперь о демонстрации обещанной дилеммы, с которой непременно столкнулись авторы госпрограммы. У разработчиков есть зарубки на деревьях, которые называются "целевыми индикаторами". И они небезынтересны.
— К 2017 году население страны, в том числе 100 % молодежи и лиц, склонных, а также подверженных радикальной идеологии на религиозной основе, будут охвачены комплексной профилактической работой, направленной на формирование сознания, не приемлющего идеи экстремизма и терроризма
— к 2017 году 100 % лиц, склонных, а также подверженных радикальной идеологии на религиозной основе, будут охвачены адресной профилактической работой специальных информационно-пропагандистских групп и государственных органов
Ну, и так далее. Как видите, дилемма решена: выясняется, процентами можно измерить все. Проблема только в том, от какого количественного показателя они высчитываются, а мы этого не знаем.
А вот парочка задач из новой госпрограммы:
— Охват религиозных групп и общин информационно-разъяснительной и контрпропагандистской работой, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии — 2018 – 50%, 2019 – 55%, 2020 — 60%, 2021 — 70%, 2022 – 80%
Прочитанного довольно для того, чтобы задаться не претендующими на истину, но вполне простыми вопросами – если госпрограмма "до 2017" обещала, что все склонные к радикально идеологии лица будут охвачены адресной профилактической работой, то почему в новой обсуждаемой программе охват религиозных групп контрпропагандистской работой будет составлять только 50% в текущем году?
Этот вопрос пока риторический и, видимо, требует дополнительных официальных данных. Правда, есть еще один, общий, вопрос – универсален ли третий закон Ньютона о том, что сила воздействия равна силе противодействия и насколько отвечает разработанная госпрограмма реалиям.