Чем измерить террористическую безопасность

Новая антитеррористическая госпрограмма может оказаться в 2,7 раза дороже старой. За что мы платим?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Чем измерить безопасность и эффективность противодействия терроризму? Похоже, авторы новой "антитеррористической" программы вновь столкнулись с этой дилеммой, потому что, с одной стороны, ответить на поставленный автором этих строк вопрос можно неприхотливо: конечно же, количеством предотвращенных и непредотвращенных терактов. С другой стороны, и это очевидно на уровне аксиомы, пальба алматинского стрелка или на нападение на войсковую часть в Актобе — лишь верхушка айсберга, отголосок какого-то большого процесса, постоянно стремящегося выскользнуть из-под фокуса внимания и наверняка тем самым пугающего ответственных за мирное небо над головой.

Казахстанец призывал к терроризму через группу в WhatsApp
Новый письменный продукт, который сейчас находится на обсуждении, не призван защитить мирную паству священным манускриптом. А потому он по-чиновничьи заборист, пересыпан цифрами и даже называется как и положено длинно — "Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018 — 2022 годы". Но обращает она на себя внимание, конечно, не количеством пикселей – заголовок предыдущего труда отличается лишь "сроком годности". Итак, с чем мы, вернее, они, нет, все-таки, мы все, имеем дело?

Новая госпрограмма разрабатывалась КНБ, в отличие от предыдущей, сделанной генпрокуратурой. И, надо признать, она более конкретна – то ли соотношение физиков и лириков в Комитете оправданнее, то ли элементарно "точка отпляса" имелась – все-таки программа "употребить до 2017 года" наверняка была перед глазами.

Один из главных моментов — для реализации новой госпрограммы 2018 — 2022 разработчики заложили почти в три раза большую сумму, чем в аналогичную госпрограмму 2013 — 2017 годов. "Почти" – это в приблизительные 2,7 раза. Самое время перейти к конкретике.

ФСБ предупредило страны Центральной Азии о новой тактике террористов
Разработчики старой госпрограммы приблизительно рассчитали: обойдется ее реализация в 103 миллиарда 176 миллиона 375 тысяч тенге.

Объем финансирования новой программы (исходя из неодобренного окончательно проекта) 286 миллиарда 981 миллионов 100 тысяч тенге.

Впрочем, стоит отметить два факта, которые могут несколько изменить это соотношение. Во-первых, финансирование наверняка будет скорректировано при формировании годовых бюджетов, как это и произошло с госпрограммой, завершившейся к 2017 году. По некоторым данным, расходы на нее могли снизить по некоторым годам до двух, а то и трех раз. Во-вторых, пока неизвестно, в каком виде будет принят новый антитеррористический "план действий" и не сократят ли сумму сразу, до выхода в люди.

Кроме того, нельзя не упомянуть еще и то, что огромную сумму может оправдывать то, что к госпрограмме планируется подключить все министерства, областные акиматы (в том числе и два городских – Астаны и Алматы), КНБ, Генпрокуратуру, Службу внешней разведки и прочие органы.

Ашимбаев: террористы из Сирии и Ирака попадают в страны Центральной Азии
Чем привлекает внимание анализ ситуации, который приводят авторы? Тут есть и про эффективность борьбы — упоминается количество предотвращенных терактов – 30 за последние три года (2014 год —3, 2015 год —4, 2016 год —12, 2017 год – 11). Характеризует ли явный восходящий тренд реальную террористическую угрозу сказать трудно: однозначно сказать, то ли болеют больше, то ли выявляют лучше, нельзя.

А вот данные по попыткам выезда за рубеж и, что примечательно, статистика зеркальна предыдущей: "за последние четыре года не допущен выезд в зоны террористической активности 440 рекрутов-казахстанцев (2014 год – 136, 2015 год – 151, 2016 год – 91, 2017 год – 62)".

О чем могут говорить эти две расходящиеся в системе координат выкладки? Например, о том, что стимул ехать в другие страны у потенциальных террористов может замещаться какими-то другими задачами внутри страны.

Ну а теперь о демонстрации обещанной дилеммы, с которой непременно столкнулись авторы госпрограммы. У разработчиков есть зарубки на деревьях, которые называются "целевыми индикаторами". И они небезынтересны.

AI: антитеррористические меры травмировали сотни людей во Франции
Стоит признать: программа 2013-2017 года пестрила более яркими формулировками. Например:

— К 2017 году население страны, в том числе 100 % молодежи и лиц, склонных, а также подверженных радикальной идеологии на религиозной основе, будут охвачены комплексной профилактической работой, направленной на формирование сознания, не приемлющего идеи экстремизма и терроризма

— к 2017 году 100 % лиц, склонных, а также подверженных радикальной идеологии на религиозной основе, будут охвачены адресной профилактической работой специальных информационно-пропагандистских групп и государственных органов

Ну, и так далее. Как видите, дилемма решена: выясняется, процентами можно измерить все. Проблема только в том, от какого количественного показателя они высчитываются, а мы этого не знаем.

А вот парочка задач из новой госпрограммы:

Директора атырауских школ оштрафованы за плохую антитеррористическую защиту
- Снижение численности лиц, разделяющих экстремистские идеи, направленные на разжигание религиозной вражды или розни (к уровню 2017 года) – 2018 – 10%, 2019 – 20%, 2020 — 35%, 2021-50%, 2022 – 65%

— Охват религиозных групп и общин информационно-разъяснительной и контрпропагандистской работой, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии — 2018 – 50%, 2019 – 55%, 2020 — 60%, 2021 — 70%, 2022 – 80%

Прочитанного довольно для того, чтобы задаться не претендующими на истину, но вполне простыми вопросами – если госпрограмма "до 2017" обещала, что все склонные к радикально идеологии лица будут охвачены адресной профилактической работой, то почему в новой обсуждаемой программе охват религиозных групп контрпропагандистской работой будет составлять только 50% в текущем году?

Этот вопрос пока риторический и, видимо, требует дополнительных официальных данных. Правда, есть еще один, общий, вопрос – универсален ли третий закон Ньютона о том, что сила воздействия равна силе противодействия и насколько отвечает разработанная госпрограмма реалиям.