С одной стороны, сбор подписей – самая рутинная и скучная часть предвыборной кампании. По сути, это фильтр, призванный отсечь "слабых" кандидатов, не обладающих соответствующим оргресурсом. И, как показывает опыт предыдущих выборов, из самовыдвиженцев, прошедших этап регистрации сданных в ЦИК документов, более половины либо не соберут нужное количество подписей избирателей, либо соберут их с явными нарушениями, либо будут остановлены бдительными контролерами ЦИК, обнаружившими нарушения неявные. Вот почему сегодня пока рано делать ставки на тотализаторе по поводу распределения голосов избирателей, проголосовавших за того или иного кандидата.
Штаб Ксении Собчак сообщает нам в основном о процессе сбора денег на кампанию, штаб Павла Грудинина – об исключительной сердобольности кандидата, аккумулировавшего гигантские средства на зарубежных счетах в целях лечения больного родственника, штаб Ирины Волынец – о том, как ей удалось вскочить в последний вагон списка кандидатов.
Других претендентов в целом не слышно и не видно. Не видно, в частности, чтобы они собирали подписи в свою поддержку на улицах Москвы. Не нравится столица? Но я в выходные побывал в Костроме, а до этого – в Ярославле, но и там что-то не видно процесса сбора подписей избирателей чьими-либо штабами.
Зато на улицах российских столиц появились какие-то мутные персонажи, призывающие бойкотировать президентские выборы.
В любом случае уже через три недели станет доподлинно ясно, кто всерьез настроился на кампанию, а кто "сачок".
Уже в момент закрытия Центризбиркомом списка претендентов – 12 января – стал понятен будущий итоговый результат голосования. Тогда же возникла ясность и с общей формулой предвыборной кампании, в принципе повторяющей кампанию 2012 года, когда конкуренцию Владимиру Путину составил кандидат от "левых" сил.
Тут можно сказать, что Грудинина со второй половины января не слышно в массах по той простой причине, что ему, как выдвиженцу от парламентской партии, не нужно собирать подписи избирателей в свою поддержку, а значит незачем мельтешить на улицах городов России. Однако же он не появился на публике и 19 января – когда каждый сколько-нибудь серьезный кандидат в президенты посчитал необходимым окунуться в крещенскую прорубь.
Даже светская львица Ксения Собчак – и та не поленилась искупаться в проруби на томском морозе, а Грудинин возможностью показать себя мужчиной и патриотом пренебрег, потеряв, как я считаю, сотни тысяч потенциальных голосов российских избирателей.
Словом, решающую роль в судьбе России вновь могут сыграть пресловутые русские морозы.
А вдруг кампания по организации бойкота выборов приведет к какому-то результату? А вдруг 18 марта на северах ударит мороз и скует подступы к избирательным участкам? А вдруг наводнение на югах? Очевидно, что политическая система не должна зависеть от каких-то стихийных бедствий и нерадивости отдельных кандидатов.
Сколько конкретно голосов наберет Павел Грудинин по итогам выборов, 7% или 17% – его личное дело. А вот уровень явки на выборы – дело государственное. Ведь не потому же, в самом деле, сценаристы нашего предвыборного сериала заменили одного из актеров на новичка, что у него круче счет в банке, а затем, чтобы привлечь внимание как можно большего числа зрителей.
Полагаю, что уже в самое ближайшее время товарищи по партии объяснят Павлу Грудинину, что с таким пассивным отношением к кампании можно проиграть не только Жириновскому, но и, паче чаяния, блондинке Собчак. А вот это уже ни в какие ворота…
Из инсайдерских источников известно, что избирательный штаб "левого" кандидата сегодня ломает голову над тем, как оживить кампанию Павла Грудинина и придумать нечто, что можно предложить массовому зрителю в третьем эпизоде предвыборного сериала. Вот только не поздно ли?
Вся надежда (если говорить об уровне явки), похоже, на телевизионные ток-шоу (их граждане РФ вынуждены будут смотреть холодными февральскими вечерами), которые и призваны расставить все точки над i. Тем более что "левые" обещали избирателям обеспечить в них участие Владимира Путина.