Год назад – 23 января 2017 года – был запущен Астанинский формат. В казахстанской столице под руководством России, Ирана и Турции сирийское правительство и догоровоспособная часть воюющей против Башара Асада оппозиции должны были выработать основы компромиссного завершения сирийской гражданской войны.
Однако на второй взгляд (трезвый взгляд, без чрезмерных иллюзий и ожиданий) все видится в несколько более светлых тонах. И с точки зрения достижений, и с точки зрения потенциала. Причем не только для внутренних и внешних участников сирийской гражданской войны.
Реалистичные решения
Да, Астана пока не принесла мира – но он и невозможен до тех пор, пока у всех оппозиционных Асаду сил не появится понимание того, что они не могут победить в сирийском конфликте. Что у них лишь два варианта – либо умереть, либо пойти на разумный компромисс с сирийскими властями на условиях Асада.
Да, иногда это перемирие слишком уж шаткое, да, оно не предполагает мира, однако является необходимым шагом к нему. Соглашения о деэскалации позволили сирийской армии высвободить войска с ряда фронтов и успешно освободить от ИГ большую часть восточной Сирии. А затем перебросить основные силы для освобождения Идлиба. Ни о каком "разделе Сирии" тут речь не идет – соглашения заключены на четкий промежуток времени, и если по его истечении местные бандиты не придут к соглашению с Асадом, то вопрос с ними тоже будет решен военным путем. Просто потому, что ни один из трех потенциальных спонсоров боевиков – Турция, США и Саудовская Аравия – им не поможет. Первые должны Москве за помощь в решении курдского вопроса, вторые продемонстрировали в Сирии систематическое нежелание защищать союзников, а потенциала третьих недостаточно для спасения боевиков.
Правильные участники…
С точки зрения потенциала, астанинский формат в разы эффективнее женевского. В Швейцарии собрались, в основном, сирийские эмигранты – живущие в европейских отелях на западном обеспечении деятели, которые заинтересованы лишь в том, чтобы и дальше жить на этом обеспечении. Поэтому они вполне могут себе позволить выдвигать оторванные от реальности лозунги (наподобие "Асад должен уйти из Сирии, и забрать иранцев с собой"), которые ни на йоту не приближают завершение сирийской войны.
В Астану же едут представители и командиры реальных отрядов боевиков, воюющих в Сирии и ежеминутно рискующих оказаться под ударом российских ВКС, сирийской армии или проиранских структур. Эти ребята куда более заинтересованы в мирном решении.
Что же касается спонсоров процесса, то Астана тоже эффективнее Женевы. Последней управляют в основном США и ЕС – то есть внешние страны, не особо заинтересованные в завершении сирийской гражданской войны на реалистичных условиях. Спонсорами же процесса в казахстанской столице являются региональные игроки (Турция и Иран) и Россия, занимающая более чем конструктивную позицию в сирийском вопросе.
Хозяин не в накладе
Наконец, еще одним итогом астанинских переговоров стало повышение дипломатического статуса и узнаваемости хозяина мероприятия – Казахстана.
Первый блин оказался комом – мирные переговоры по Украине проходят не в Астане (как того хотел Назарбаев), а в Минске. Тогда казахстанский президент пригласил в страну сирийских переговорщиков – и это удалось. Более того, поскольку Анкара, Тегеран и Москва намерены продолжать эти переговоры, и основная сущностная часть их еще впереди, президент Казахстана продолжит использовать это мероприятие для презентации страны миру.