АСТАНА, 23 янв — Sputnik. Министр по инвестициям и развитию Казахстана Женис Касымбек во вторник заявил, что тарифы аэропортов Казахстана на обслуживание международных рейсов остаются ниже, чем у основных конкурентов Астаны в этой сфере.
"Хотелось бы отметить — эта информация не совсем соответствует действительности, решение о прекращении или сокращении частот рядом авиакомпаний были приняты в период времени задолго до изменения политики по тарифообразованию в Казахстане", — сказал Касымбек на заседании правительства.
По его утверждению, тарифы по этим услугам в ряде казахстанских аэропортов изменились только с 1 января текущего года и только по международным направлениям. Между тем противниками отмены госрегулирования, напомнил он, приводились примеры "Австрийских авиалиний" и "Чешских авиалиний", голландской KLM и British Airways.
KLM уходил повсюду
Между тем, напомнил глава ведомства, British Airways и "Чешские авиалинии" прекратили свои полеты в Казахстан в 2015 году, KLM — в 2017 году, но за три месяца до принятия новых тарифов, "Австрийские авиалинии" — в 2016 году.
"Все эти решения о прекращении полетов, по информации самих компаний, обусловлены экономическими причинами исключительно в тот период, и можно привести примеры, когда они сокращали полеты во многих направлениях. Например, KLM, одновременно с нами, приостановил рейсы в Египет и в ряд других стран", — заметил Касымбек.
"Уровень тарифов в казахстанских аэропортах не менялся более 10 лет, более того — уровень тарифов у нас утверждается в тенге в соответствии с законодательством, нет возможности привязать его к национальной валюте, и после перехода на плавающий курс национальной валюты тарифы аэропортов для международных рейсов снизились почти в два раза", — пояснил министр.
Астана вдвое дешевле Домодедова и втрое — Бишкека
При этом, по его утверждению, даже в новых условиях сейчас по аэропорту Астаны тариф на основную услугу — "Взлет/посадка" − составляет примерно 5,6 доллара на тонну воздушного судна.
"У основных наших соседей и конкурентов по рынку (авиатранзита — прим. авт.) и соседей следующие тарифы на эту услугу: Домодедово — 11,5 долларов за тонну, Ташкент — 19,8 доллара, Бишкек — 18, Новосибирск — 11,5, Екатеринбург — 17,4 доллара", — заявил Касымбек.
Одновременно он признал, что в этих аэропортах для "своих авиакомпаний", то есть для отечественных перевозчиков, в ряде случаев предоставляются 50-процентные скидки, но даже при этом, по его мнению, тарифы казахстанских аэропортов остаются конкурентными — и не могут быть причиной для отказа иностранных авиакомпаний от использования территории Казахстана как авиатранспортного хаба.
"Министр сейчас говорил, что наши тарифы даже при том, что применили новую тарифную сетку, в два раза ниже. Но, тем не менее, когда борьба идет за полеты между авиакомпаниями и странами, надо будет посмотреть — раз вопрос поднимается, значит, проблемы есть", — заметил Сагинтаев.
В частности премьер поручил рассмотреть возможность "учитывать интересы компаний, работающих в Казахстане" при расчете тарифов по услугам, не являющимися монопольными, а представляющими "конкурентную составляющую". Правда, какие именно из услуг аэропортов, базирующихся в Казахстане по одному на город, могут относиться к конкурентной среде, осталось неясным: скорее всего, премьер имел в виду конкуренцию со стороны иностранных аэропортов, чье географическое положение позволяет "отбить" у Казахстана транзитные рейсы из Европы в Азию и в обратном направлении.