АСТАНА, 17 янв — Sputnik. После нескольких лет падения продажи автомобилей в Казахстане начали расти. В Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) озвучили прогнозы на 2018 год − сообщили, что рост автомобильного рынка в этом году составит в среднем 10-20%, и рассказали о главных трендах авторынка.
Ввоз бензиновых автомобилей могут запретить
Экологичные современные автомобили, которые не дымят и не шумят, пока не для нашего рынка. В минувшем году владельцами электрокаров, по данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана "КазАвтоПром", стали 36 человек. В 2016 году автомобили на электричестве приобрели 35 водителей, в 2015 году — 32. По разным данным, всего около тысячи электромобилей ездят по дорогам Казахстана.
Таким образом, одним из трендов 2018 года, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), является перевод отечественного автопарка на альтернативные виды топлива. В ассоциации считают, что уже 2017 год запомнится началом официальных продаж электромобилей – импортер BMW привез и продал четыре BMW i3, в Костанае началась сборка электромобилей JAC iEV6e и iEV7.
Кроме того, правительство планирует выделить 303,7 миллиона тенге (из денег, которые собираются с импортеров и производителей по программе утилизации) на установку 109 зарядок для электромобилей украинской компании E-line. По 50 станций будут установлены в Алматы и Астане, еще девять — на трассе Астана — Боровое.
Более того, гендиректор Mercur Auto недвусмысленно дал понять, что в стране могут запретить ввоз "не зеленых" автомобилей, тем более что во многих странах это уже сделали.
В АКАБе также напомнили про слова президента Нурсултана Назарбаева, настоятельно призывающего ускорить распространение электромобилей в стране.
"Со слов президента, в будущем в Алматы и в Астане ездить будут только на электромобилях", — написано в пресс-релизе.
В общем, в Казахстане будет активно развиваться электромобильное направление. В этом году, к примеру, только Mercur Auto планирует привезти электромобили всех брендов, представляемых компанией на казахстанском рынке.
2018-й — год без новинок
Пока наш автопотребитель не готов доплачивать за сохранение природы, даже несмотря на тот факт, что экологическая ситуация в двух самых больших городах Казахстана весьма и весьма удручающая. Из-за низкого качества бензина и дизеля до Казахстана часто не доезжают многие автомобильные новинки. Статистика автопродаж прошлого года в этом свидетель. Новинок мирового автопрома не было и в текущем году, как сказал исполнительный директор "Астана Моторс" Антон Афонин, новых марок и брендов тоже ждать не стоит. "Астана Моторс" в феврале открывает двери дилерского центра автомобильной марки Volvo, и на этом "новинки" ограничиваются.
Как отметили эксперты, комментируя предпочтения казахстанцев, покупатели при выборе нового авто, прежде всего, отталкиваются от имеющейся наличности и программы по льготному кредитованию, а потом уже от основных характеристик, уровня надежности и экологичности.
Про утилизацию
По данным АКАБ, начиная с марта 2017 года, отечественный авторитейл из месяца в месяц демонстрировал позитивную динамику. Силами официальных дилеров в минувшем году реализована 49 051 единица легковых автомобилей, коммерческой техники и автобусов. Спрос на новые автомобили увеличился на 6,1%. Немаловажную роль в этом процессе сыграла программа по утилизации.
Для реализации данной программы в Казахстане создано 17 пунктов накопления вышедших из эксплуатации транспортных средств. Размер скидочного сертификата зависит от категории сданного автомобиля и варьируется в пределах от 315 тысяч до 650 тысяч тенге. Сертификат действует один год, за это время его можно дважды перерегистрировать на других лиц.
Из 40 тысяч владельцев автохлама восемь тысяч предпочли получить за него скидочный сертификат и три тысячи из них купили автомобили, произведенные в Казахстане.
Однако еще более интересной оказалась информация о том, куда делись эти 40 тысяч старых автомобилей. По словам Есдаулетовой, она не в курсе, как происходит сам процесс утилизации на единственном в Казахстане заводе, находящемся в Караганде.
"Наша задача — это собрать и подготовить к утилизации, транспортировать и доставить до пункта утилизации, а что происходит дальше — это уже вопрос к заводу по утилизации автомобилей", — сказала Есдаулетова.
В АКАБе, как выяснилось, тоже не знают, что делается с автохламом, в какое нужное и полезное производство идут отработавшие свое машины.
"Завод только запустился и требовать от него полной переработки сырья рано, но в целом можно сказать, что сам факт завода говорит о том, что в Казахстане утилизация есть", — прокомментировала ситуацию вице-президент АКАБ Анар Макашева.
Канат Акишев на вопрос про утилизацию электромобилей ответил примерно также. По его словам, пока беспокоиться рано, электромобили имеют длительный срок эксплуатации — до 10 лет, и к тому времени, когда первые казахстанские электрокары превратятся в хлам, завод по утилизации, скорее всего, появится.