Сегодня празднуется один из самых странных (если не самый странный) праздников в году — Старый Новый год. Праздник-оксюморон. Праздник-нелепость. Праздник-парадокс. Если не вдаваться в историю, он может показаться неким рудиментом, не пойми зачем сохранившемся с тех времен, которых никто не помнит. А между тем в нем скрывается колоссальный смысл, о котором хочется порассуждать, тем более что и повод хороший имеется.
Закрыть-то его закрыли, но какими страданиями и мучениями дался человечеству переход на новый счет времен! Любопытная деталь: знаменитый астроном Николай Коперник (к слову, ревностный католик) отказался участвовать в составлении григорианского календаря, признав, что астрономия не располагает достаточной точностью для установления нового времяисчисления. Но кто бы его послушал?
О мотивах перехода мы говорить не будем: они, в глубине своей, религиозные и довольно непростые для понимания. В 1582 году, когда Папа Римский Григорий XIII подписал свою папскую буллу, разница между новым и старым календарем составляла 10 дней, и с тех пор она медленно, но неуклонно увеличивается. С введением нового стиля стала очевидной истина, озвученная в свое время Грибоедовым: "все врут календари". И они не могут не врать, ибо даже самый гениальный человеческий мозг не в силах осознать феномен времени, не говоря уже о том, чтобы придумать ему совершенную систему счета.
Человеческий эмбрион, висящий вниз головой в заповедной тиши околоплодных вод, юноша, спешащий на первое свидание, больной, узнавший свой смертельный диагноз, верующий, застывший в молитве… Для каждого время и бежит, и тянется по-разному. Время условно и безусловно одновременно. В его бездонную пропасть проваливаются все и вся, чтобы впоследствии вернуться преображенными вечностью. Первая колыбельная Марии и плач Рахили. Крохотная ручонка, как звездочка, на плече матери в очереди на Причастие. Глаза умирающего, смотрящего из окна больницы на летящий с неба снег. Ужас и хаос нашего человеческого бытия. И тихая нечаянная радость − куда же мы без нее, и главный ее секрет в том, что она — нечаянная, нежданная.
С первого по тринадцатое —
пропасть между времён.
Вытру рюмашки насухо,
выключу телефон.
Дома, как в парикмахерской,
много сухой иглы,
простыни перетряхиваются,
не подмести полы.
Не случайно у наших предков Старый Новый год был в особенном почете. Наверное, поумирали уже те старики, которые называли его "Щедрый вечер". Это праздник, когда стол должен ломиться от яств, когда наши бабушки готовили особую праздничную кутью по старинным рецептам, передаваемым из поколения в поколение. Считалось, что именно в Щедрый вечер человеку приоткрывается будущее, надо только иметь смелость и дерзновение попросить. И просили, как умели: запекали в пироги маленькие сюрпризы: колечко — к замужеству, белую нить — к удачной дороге, денежку — к богатству, куколку из фасолинки — к детям…
Сегодня все чаще раздаются голоса ученых: "Новый стиль уже устарел! Он оказался исторической ошибкой". И даже сам Папа Римский изъявил согласие на исправление григорианского календаря, на изменение нового стиля. Но это не так-то просто. Никто не хочет повторения "головняков", связанных с ломкой летоисчисления, когда купцы, несущие убытки из-за сроков поставок товара, связанных с календарной чехардой, поднимали мятежи, громили церкви и убивали муниципальных служащих.
Да что уж там торговля! Даже поражение сил антинаполеоновской коалиции под Аустерлицем в 1805 году приписывают несогласованности действий российской и австрийской союзнических армий, которая случилась именно из-за несоответствия календарей. Правда это или нет, сейчас уже никто не скажет, но очевидно одно — время не оставляет безнаказанной человеческую самонадеянность.
В Щедрый вечер прошения имеют особую силу…