Хардкор с афганским акцентом: снова защитить высоту с "девятой ротой"

© Sputnik / Евгений Одиноков / Перейти в фотобанкГеймер во время компьютерной игры, иллюстративное фото
Геймер во время компьютерной игры, иллюстративное фото - Sputnik Казахстан
Подписаться
Почему единственная компьютерная игра про войну в Афганистане не могла стать коммерческим проектом.

АСТАНА, 13 фев — Sputnik, Лев Рыжков. Выводу советских войск из Афганистана посвящена игра "Правда о девятой роте", разработанная студией Extreme Developers и изданная фирмой "1С" в 2008 году.

Зрители в зале кинотеатра - Sputnik Казахстан
Самые нелепые киноляпы о войне в Афганистане
"Правда о девятой роте" - "стрелялка"-шутер от первого лица - представляет собой детальную реконструкцию боя, произошедшего в ночь с 7 на 8 января 1988 года на юге Афганистана между девятой ротой 345-го отдельного парашютно-десантного полка и душманскими вооруженными формированиями.

"Правда о девятой роте" - наверное, единственная компьютерная игра, посвященная афганской войне, - говорит член жюри крупнейшей конференции для разработчиков игр DevGAMM Moscow 2018, директор студии CYBERIA Limited Алексей Копцев. – Почему? Потому, что конечными потребителями игр являются американцы. А для них война СССР в Афганистане столь же близка, как вторжение на Венеру. Есть игры про Вьетнам, про высадку в Нормандии. Но не про Афганистан".

Было не так, и кончилось не тем

Ночной штурм душманами высоты 3234, наверное, самый известный бой афганской войны. Именно он лег в основу фильма "Девятая рота" Федора Бондарчука, вышедшего в 2005 году.

Фильм не вызвал восторга у ветеранов Афганистана. Известный переводчик, публицист и писатель Дмитрий "Гоблин" Пучков неоднократно высказывался относительно того, что в "Девятой роте" событийная канва, мягко говоря, не соответствует действительности.

"Конечно, надо делать скидку на то, что это – художественный фильм, а не документальный, - говорит Дмитрий Пучков. - Но выпускать фильмы под слоганами, типа: "Последний крик советского солдата в Афганистане никто не услышал" - это ложь. А слоган №2: "Они хотели, чтобы их любили" - это прямая цитата из художественного фильма "Рембо-2", сугубо антисоветского. Применительно к советским солдатам это, по меньшей мере, странно".

Франц Клинцевич о народе и культуре Афганистана - Sputnik Казахстан
Каким был Афганистан до войны - воспоминания советского солдата
Пучков утверждает, что в угоду неким художественным замыслам правда о событиях была радикально искажена.

"Все было не так и закончилось не тем, - подчеркнул Пучков. - Никто никого не забывал, никто никого не бросал. Люди вели боевые действия так, как их учили. Погибли там шесть человек из восемнадцати. Это – очень большие потери. Командир разведроты говорил, что у него за два года погибли два человека. А тут вот, при обороне высоты, - шесть. Это очень много. А такого, чтобы всех убили, а один остался, просто не было".

Именно желание вернуться к исторической правде и стало толчком к дальнейшим проектам, которые, в конечном итоге, привели к созданию игры "Правда о девятой роте".

Назло Бондарчуку

"Фильм вызвал у меня недоумение, - вспоминает Дмитрий Пучков. - Я написал заметку у себя на сайте. Ее прочитали 70 тысяч человек. Тогда это были огромные цифры. Откликнулись непосредственные участники событий. Сначала начальник артиллерии 345-го отдельного парашютно-десантного полка. А потом он дал контакты артиллерийского наводчика Ивана Павловича Бабенко, роль которого исполнил непосредственно Федор Бондарчук".

Ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан. 3 сентября 1989 года - Sputnik Казахстан
Война "любит" Афганистан
Встречи с участниками тех событий переросли в съемки документального фильма "Правда о девятой роте". Однако до экрана фильм не дошел.

Почему началась война в Афганистане, или Товарищ и предатель

"Я не имел режиссерского опыта, и получился производственный брак по звуку, - рассказывает Дмитрий Пучков. – Тем не менее наша полемика имела серьезнейший общественный резонанс, и я обратился в фирму "1С" с предложением: "Давайте сделаем игру?!".

К тому моменту Дмитрием Пучковым была составлена поминутная реконструкция знаменитого боя на высоте 3234. И воспоминания бойцов легли в основу стрелялки-"шутера".

За душманов играть нельзя

Игра была создана в рекордно короткие сроки – за девять месяцев. Воплотить ее в жизнь взялась студия Extreme Developers из города Миасс Челябинской области.

Что думают местные жители об американском влиянии в Афганистане - Sputnik Казахстан
Почему иностранцы боятся Афганистан
Как правило, "стрелялки" бывают двух видов. Есть PvE (player vs environment). То есть играет один игрок, выполняя игровой сценарий. Все масштабные "стрелялки" используют еще и режим PvP (player vs player). То есть "игрок против игрока". Ценность "шутера" – это всегда PvP. Людям интересно играть в войнушку именно против людей. Но в "Правде о девятой роте" никакого PvP быть не могло. По вполне понятным причинам.

Ветеран Афганской войны рассказал, как попал в засаду и смог выжить

"Игра была достаточно необычная, - вспоминает Дмитрий Пучков. - Например, если на Западе делают игры про Вторую мировую войну, то там можно поиграть за одних, и можно поиграть за других. А я считаю, что это неэтично. Поэтому в нашей игре играть можно только за советских воинов-десантников. За душманов играть нельзя".

Игра для внутреннего пользования

Эксперт по играм Алексей Копцев в свое время прошел всю "Правду о девятой роте".

Кадр из фильма Афганский излом - Sputnik Казахстан
Фильм "Афганский излом": как "комиссар Каттани" попал в переделку в СССР
"Я бы не сказал, что это простая игра, - говорит эксперт. - Это игра реконструкторская, то если уж ты получил заряд в бок, то реально потерял здоровье. Влетел кусок свинца – 12% здоровья отняли".

Встретили игру неоднозначно. Создателям пеняли за то, что игра скучная, что не был использован режим PvP. Но большинство отраслевых изданий рецензировали игру без оценок.

Песня под пулями: как Роза Рымбаева и Лев Лещенко выступали в Афганистане

Коммерческой окупаемости тоже не случилось.

"Эта игра ни в коем случае не могла стать коммерческим продуктом, - говорит Алексей Копцев. – Так же произошло позднее с фильмом "28 панфиловцев". Он был снят на народные деньги, с детальной реконструкцией событий. Но он был не коммерческий. Так получилось и здесь. Абсолютное большинство игр делается, в первую очередь, для американского рынка. И естественно, что игра про советских "агрессоров" в Афганистане ни в каком виде не смогла бы успешно продаваться в Америке, потому что там убиваются американские инструкторы и классные бородатые "борцы за демократию".

Прохождение игры у опытного игрока занимает около четырех часов. Интерес здесь именно реконструкторский. Можно увидеть, как все было. Самому оказаться в шкуре советского воина-интернационалиста.

Лента новостей
0