ҚТЖ: Эффект самооптимизации

© Photo : предоставлено пресс-службой национальной компании "Қазақстан темір жолы"Пассажирский поезд на вокзале "Нурлы жол"
Пассажирский поезд на вокзале Нурлы жол - Sputnik Казахстан
Подписаться
Оперативно приспосабливаясь к меняющимся в период пандемии потребностям, ҚТЖ продолжает решать вопросы финансовой устойчивости компании и работать над повышением эффективности операционной деятельности

НУР-СУЛТАН, 26 ноя — Sputnik. Оказавшись в зоне финансового риска, АО "НК "ҚТЖ", направило все усилия для выхода из "долговой ямы" и обеспечения финансовой устойчивости компании. При поддержке правительства Республики Казахстан и фонда "Самрук-Қазына" был реализован ряд мер, направленных на оптимизацию долговой нагрузки.

Судя по официальным данным национального перевозчика, на сегодняшний день доля займов в твердой валюте снижена до 35,6% по состоянию на 01.11.2020г. Однако, как отметили в компании, это еще не предел, поскольку доля выручки в твердой валюте составляет 30% (по оценке 2020 года). Поэтому работа по реструктуризации долга компании будет продолжена.

Что касается кредиторской задолженности, то за 10 месяцев 2020 года она снижена на 34%. При этом кредиторская просрочка сведена к нулю. В одном из своих интервью руководитель компании Сауат Мынбаев отметил, что в операционном плане ҚТЖ уже является платежеспособной компанией.

Операционные улучшения в частности достигнуты за счет централизации денежных потоков всех компаний, входящих в структуру ҚТЖ, пересмотра формата мониторинга исполнения договорных обязательств контрагентами, передачи грузовых вагонов в собственное оперирование.

По поручению фонда "Самрук-Қазына" в первом квартале 2019 года были изъяты из аренды практически все вагоны. В аренде остался только специальный подвижной состав по ранее подписанным долгосрочным контрактам, но с пересмотром условий и актуализацией ценовой политики.

Оператор нового формата

Так, "дочка" ҚТЖ АО "Қазтеміртранс" возобновила свою операторскую деятельность в новом формате. Начав самостоятельно распределять вагоны, АО "Қазтеміртранс" повысило контроль над поступлениями платежей от клиентов с переходом на 100-процентную предоплату.

В первый же год АО "Қазтеміртранс" удалось повысить свою эффективность и доходность вагонного парка до 30%, снизить коэффициент порожнего пробега и оптимизировать накладные расходы. Это стало возможным благодаря системному подходу и принятой стратегии клиентоориентированности, оптимизации и цифровизации бизнес-процессов.

IT-система "СТЖ-комплекс", доработанная и интегрированная с IT-системой АО "НК "ҚТЖ" "АСУ ДКР" (автоматизированная система учета "Договорная и коммерческая работа во внутриреспубликанском сообщении"), значительно ускорила и облегчила работу менеджеров, обеспечила удобство и скорость для клиентов. К примеру, сформированные телеграммы в "СТЖ" позволяют автоматически направлять их в "АСУ ДКР", а затем в товарные кассы ТОО "КТЖ - Грузовые перевозки". Это позволяет в считанные минуты получить разрешение на оформление перевозки грузоотправителю, без ожидания.

Клиент самостоятельно может рассчитать ставку тарифа оператора, следить за дислокацией вагонов, получать счета на предоплату, акты выполненных работ, а также с помощью использования ЭЦП обмениваться оригиналами документов и подписями во вновь созданном Личном кабинете клиента.

В настоящее время процент среднесуточного оформления и раскредитования электронных перевозочных документов по безбумажной технологии во внутриреспубликанском сообщении составляет свыше 94% от общего числа перевозочных документов. На этом в АО "Казтемiртранс" удалось сэкономить около 10 миллионов тенге в 2019 году.

Топливная экономия

Положительный эффект для общего финансового результата компании ожидается от предпринятых мер в части оптимизации затрат на топливо и электроэнергию за счет внедрения ресурсосберегающих мероприятий в локомотивном хозяйстве.

Локомотивное хозяйство является самым крупным потребителем электроэнергии и дизельного топлива, поэтому основным направлением повышения энергоэффективности на железнодорожном транспорте является сокращение потребления топлива подвижным составом.

Практически весь локомотивный парк ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки" оснащен высокоточными контрольно-измерительными приборами. Показания приборов передаются по GPRS каналам связи в центральный сервер в АСУ ЭДТ. Имея онлайн доступ к данным и параметрам каждого оснащенного АСУ ЭДТ локомотива, ведется контроль расхода топлива. Система сокращает вероятность нецелевого использования дизельного топлива.

По итогам 10 месяцев 2020 года ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки" снизило удельный расход дизельного топлива и сэкономило более 12,8 тысячи тонн. В денежном выражении это порядка 2,6 миллиарда тенге.

Умный ремонт

Значительной экономии в компании планируется достичь за счет автоматизации и ввода новых технологий в путевом хозяйстве. В рамках государственной программы "Цифровой Казахстан" реализуется проект по внедрению мобильных диагностических средств АСУ "Магистраль". Проект позволяет повысить уровень безопасности движения поездов за счет своевременного выявления неисправностей пути и дефектов рельсов, а также проведение комплексной диагностики пути для перехода на ремонт по фактическому состоянию пути.

На данный момент диагностика инфраструктуры магистральных сетей проводится 6 единицами новых мобильных диагностических комплексов (МДК). За счет автоматизации процессов обработки данных диагностики и повышения скоростей контроля состояния объектов инфраструктуры путевого хозяйства увеличилась производительность труда и нормы выработки мобильных средств диагностики в 2 раза. С переходом на новую систему диагностики путевого хозяйства предусмотрены поэтапное исключение из работы съемных двухниточных дефектоскопов без регистраторов и оптимизация штата операторов дефектоскопных тележек на 900 единиц. По каждому высвобождаемому работнику предусмотрена индивидуальная программа обеспечения занятости. Предусмотрены меры по переобучению и трудоустройству на трудонедостаточных участках. Запущена программа досрочного выхода работников предпенсионного возраста на пенсию.

В компании посчитали, что на основании данных МДК появилась возможность правильно расставлять приоритеты в схеме дорогостоящего ремонта пути, распределять объемы работ для краткосрочного и перспективного планирования ремонтов, а главное, соблюдать технологию ремонтных работ для обеспечения стабильной работы железнодорожного пути.

Материал опубликован на коммерческой основе

Лента новостей
0