Кем был аль-Фараби
Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки - полное имя Учителя Востока.
Аль-Фараби был из привилегированных слоев тюрков. О его положении свидетельствует слово "тархан" (сословие тюркской знати), которое есть в составе полного имени. Родился он в 870 году в городе Фараб, там, где река Арыс впадает в Сырдарью. Сегодня это Отырарский район Туркестанской области.
Именно в Фарабе будущий ученый, которого назовут "вторым учителем после Аристотеля", читал философские и научные произведения в знаменитой Отырарской библиотеке. Это книгохранилище считалось вторым в мире по числу рукописей после знаменитой Александрийской библиотеки.
По некоторым сведениям, аль-Фараби за всю свою жизнь овладел около 70 языками. Он в совершенстве владел тюркским, арабским, греческим, персидским языками – доказательство тому работы аль-Фараби. Он читал труды ученых в Бухаре, Самарканде, долгие годы провел в Багдаде.
В возрасте 80 лет аль-Фараби скончался в Дамаске.
Список трудов аль-Фараби
В XII-XIII веках труды аль-Фараби начали переводить на латынь и иврит, а в 1930-1932 годах в Париже вышел в свет перевод на французский язык первой части "Большой книги о музыке".
Познакомиться с трудами великого мыслителя можно на сайте библиотеки аль-Фараби. Для этого нужно перейти в полнотекстовую базу данных по ссылке http://elib.kaznu.kz/ , установить галочку на отметке "Труды аль-Фараби" и нажать кнопку "Поиск".
Фараби написал комментарии к таким трудам Аристотеля, как "Категория", "Герменевтика", "Софистика", "Риторика", "Логика" и "Поэтика", а также "Введение в философию" Порфирия и других мыслителей. Из оригинальных работ наиболее известны трактат "Жемчужины премудрости", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", "Философские трактаты" и "Большая книга о музыке".
В "Трактате о взглядах для жителей добродетельного города" автор отождествляет общество с государством и полагает, что цель человеческой деятельности – счастье. Достигнуть его, по мнению аль-Фараби, можно при помощи разумного познания.
В трактате "О классификации наук" аль-Фараби перечислил в строгом порядке науки своего времен и определил предмет исследования каждой. В тригонометрических главах "Книги приложений к "Алмагесту" он изложил основные понятия о тригонометрических линиях и принципы составления тригонометрических таблиц.
В "Комментариях к трудностям во введениях к первой и пятой книгам Евклида" аль-Фараби рассмотрел основные понятия геометрии и раскритиковал порядок изложения этих понятий Евклида с точки зрения философии Аристотеля.
Опираясь на лучшие образцы древнегреческой гуманистической мысли, аль-Фараби подверг критическому осмыслению ряд ее положений, особенно социально-политическое учение Платона. В отличие от древнегреческих философов он не ограничивал понятие "человек" этническими рамками. Аль-Фараби утверждал, что возможность приобщения людей к знанию не зависит от национальной, расовой, социальной, религиозной принадлежности.
На протяжении всей эпохи средневековья сочинения аль-Фараби пользовались большой популярностью в Западной Европе и способствовали развитию гуманизма Возрождения.
Изучение наследия аль-Фараби в Казахстане
В Казахстане к вопросам изучения наследия аль-Фараби обратились во второй половине ХХ века.
15 октября 1960 года академик Акжан Машанов (Машани) написал письмо президенту Академии наук Казахской ССР - академику Канышу Сатпаеву. Его просьба заключалась в поддержке исследований наследия аль-Фараби.
В 1970 году к 1100-летию аль-Фараби в Алматы, Москве и Багдаде провели международные конференции по наследию аль-Фараби. Организаторами были Акжан Машани и Агын Касымжанов.
В 2020 году по поручению президента Касым-Жомарта Токаева высоком организационном и содержательном уровне отпразднуют 1150-летний юбилей Абу Насра аль-Фараби. В стране создана государственная комиссия по подготовке и проведению юбилея.
Источники:
- Библиотека аль-Фараби (Казахский национальный университет имени аль-Фараби)
- Аль-Фараби. Математические трактаты. Издательство "НАУКА" Казахской ССР, Алма-Ата, 1972год.
- Сатыбекова С. К. - Гуманизм аль-Фараби.